Новости
26 Декабря 2011, 06:48

Михаил Сухов, «Банк России»: «Никто из кредиторов не разнес ни один банк, и, я думаю, не разнесут»

В Банке России надеются, что 2012 год не преподнесет «сюрпризов», сопоставимых по масштабам со спасением Банка Москвы. А также рассчитывают, что правоохранительным органам удастся довести до суда целый ряд громких уголовных дел по махинациям с активами Международного промышленного банка, Банка Москвы и других банков. Удастся ли избежать уголовного преследования экс-банкирам? На эти и другие вопросы ответил член совета директоров, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.


Михаил Сухов — В начале года председатель Банка России Сергей Игнатьев в письме на имя президента страны отметил, что случаи привлечения виновных лиц из числа банкиров к ответственности за вывод активов и иные злоупотребления носят единичный характер. Сколько сейчас возбуждено таких уголовных дел, сколько из них в течение года было доведено до суда? Вынесены ли по ним приговоры?

— По имеющейся у нас информации, в течение года приговором закончилось одно дело. Что может сделать Банк России в ситуации получения сведений о неправомерных действиях владельцев или топ-менеджеров банка? Мы описываем сомнительные экономические действия с указанием конкретных операций с банковскими активами и передаем эти материалы в правоохранительные органы, которые дают окончательную оценку деятельности того или иного лица, работающего в банке. Опрос свидетелей, проведение экспертиз — это, как вы понимаете, выходит за рамки деятельности ЦБ или Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Тем не менее с 2004 года и по настоящее время количество случаев направления Банком России материалов в Генпрокуратуру достигло 112, в том числе за последние четыре года 85 случаев. В настоящее время по этим материалам ЦБ и АСВ возбуждено 48 уголовных дел, осуждено десять человек.

Много это или мало — десять приговоров по уголовным делам из ста? Сложно сказать. В нынешних законодательных условиях нельзя ожидать, что уголовные дела по экономическим преступлениям будут расследоваться быстро.

— Почему?

— Законодательство требует определить преступный умысел, участников схем, каналы движения денег. Теперь представьте, сколько времени занимает выявление операций, связанных с манипулированием активами (в основном выдачей заведомо безвозвратных кредитов). В этом случае необходимо провести экономическую экспертизу, выявить цепочки выгодоприобретателей — получателей денежных средств. Реальный поиск виновных упирается в подставных юридических и физических лиц в банках, через которых создаются фиктивные документы. Поэтому с преступностью в финансовой сфере нужно бороться прежде всего путем совершенствования законодательного инструментария вмешательства правоохранителей.

Нужно развивать нормы законодательства о привлечении к субсидиарной ответственности членов совета директоров банков. Применять эти нормы более активно. Существует и другая проблема — сроки давности по привлечению к уголовной ответственности. Не всегда ликвидация банка начинается с процедуры его банкротства. Это не технический вопрос. Не всегда в ходе принудительной ликвидации у ЦБ и АСВ набираются необходимые доказательства, на основании которых правоохранительные органы могли бы возбудить уголовное дело. К примеру, лишь через полтора года с момента принудительной ликвидации может выясниться, что у банка действительно активов меньше, чем обязательств перед кредиторами, и только тогда в отношении банка начинается процедура банкротства. То есть только спустя полтора года у нас появляются основания для подачи заявлений о нанесении ущерба, к примеру. Если же кредит является безвозвратным, но у банка в ходе принудительной ликвидации объем активов превышает размер его обязательств, нужно ли в этом случае добиваться уголовного преследования тех, кто выдал такой кредит? Кто в этом случае понес ущерб? Это можно выяснить только после окончания процедуры принудительной ликвидации. В общем, когда все выясняется, сроки исковой давности истекают. Вот почему Банк России и АСВ предлагают дополнить Уголовный кодекс новой статьей, которая позволила бы привлекать к ответственности за заведомую фальсификацию банковской отчетности.

— Как это было в случае Международного промышленного банка?

— Не только. Вывод активов всегда сопровождается составлением фиктивной отчетности. Но сейчас надо доказать нанесение ущерба кредиторам банка. Между тем, чтобы доказать фиктивность отчетности, нужно доказать факт ее фиктивности, а лица, составившие недостоверный документ, будут иметь возможность деятельного раскаяния, назвав каналы реального движения денег. Мы надеемся в следующем году найти сбалансированные решения, которые устроили бы все заинтересованные ведомства. Мое убеждение: не всегда необходимо привлекать правоохранительные органы при проведении оценки качества активов. Неправильно, когда
представители регулятора приходят в банк, требуют доначислить не 20% резервов, а 50% и сразу пишут заявление в правоохранительные органы на этом основании. Добросовестные руководители банков, принимающие экономические риски, должны быть защищены от излишних объяснений. Вместе с тем по фактам составления отчетности, например, ОАО «Банк Москвы» прежнему руководству объясняться нужно не только с регулятором, но и со следователями.

— Какие виды уголовного наказания может предусматривать статья за заведомую фальсификацию банковской отчетности?

— Дело не только в сроках лишения свободы по таким преступлениям. Мне представляется, что в этих случаях вполне можно обойтись крупными штрафами. Давайте наказывать рублем; предлагается же штрафовать взяточников, давайте то же самое делать и здесь. Ведь в обоих случаях речь идет о незаконном присвоении денежных средств.

— Почему, по вашему мнению, практически ничем закончились дела руководителей и владельцев Связь-банка, Петрофф-банка и других кредитных организаций, хотя, по нашей информации, ЦБ направлял в прокуратуру материалы по ним с указанием конкретных правонарушений и мошеннических схем по выводу активов?

— Есть и иные примеры, число которых, как мы надеемся, уже в ближайшее время пополнится организаторами схемы по выводу активов из группы банков, включая «Славянский», Традо-банк. Кроме того, мы стараемся добиваться преследования тех или иных лиц в рамках существующих процессуальных возможностей. Например, обжалуем отказы в возбуждении уголовных дел. Другое дело, что на завершение расследований уходят годы.

Что касается гражданско-правовых инструментов борьбы за активы того же Межпромбанка, то АСВ и Банк России стараются в полной мере воспользоваться этими инструментами.

— Не пора ли вводить в России новую спецслужбу по борьбе с финансовыми махинациями? К примеру, в свое время из недр Минфина США выросло Федеральное бюро расследований…

— За год мы имеем несколько десятков случаев обращений в правоохранительные органы по банковским злоупотреблениям. Создавать специальную службу, чтобы расследовать 20—30 таких случаев в год? Очень часто при организационных изменениях сложно поддерживать содержательные результаты.

— Почему бы и нет, коль скоро Межпромбанк входил в топ-30 крупнейших банков страны, а Банк Москвы был чуть ли не шестым банком в стране? Все зависит от масштаба расследуемых дел, а не от их количества.

— Надеемся, что в следующем году в банковском секторе проблемы, соразмерные Банку Москвы, не повторятся. Дело в том, что борьба с выводом банковских активов активизировалась, по сути, с 2004 года, после того как функции конкурсного управляющего перешли к АСВ. Активизировалась не только потому, что в АСВ работают профессиональные люди. У АСВ другая мотивация в отличие от частного конкурсного управляющего: не только урегулировать проблемы с кредиторами рыночным путем, но и защитить интересы государства, банковской системы в целом… Есть ли у правоохранителей резервы в скорости рассмотрения документов, предоставляемых АСВ или ЦБ? Наверное, есть. Поэтому сейчас правительство внесло законопроект, принятие которого обяжет банкиров хранить электронные копии документов. Это позволит тратить на поиски документов не месяцы, а неделю, а может часы. Также совместно с АСВ мы предложили включить в этот законопроект норму, наделяющую агентство полномочиями в проведении финансовых расследований в банковской сфере. Такая норма закона позволит правоохранительным органам использовать материалы, представленные АСВ, в качестве законных доказательств и оперативно ими пользоваться.

— В какой мере ситуация с Банком Москвы, Соцгорбанка и другими проблемными кредитными организациям отразилась на итоговых показателях всей банковской системы страны?

— Если брать финансово-экономические показатели (объем кредитов, степень доверия вкладчиков банкам), то эти негативные случаи на них никакого влияния не оказали. Обратите внимание: в Прибалтике банкротство крупного банка и рассылка SMS с негативной информацией в отношении другого банка вызвали серьезное беспокойство вкладчиков. У нас такого не было, что бы там ни писали про «уринские» банки и Банк Москвы. Проблемы этих российских банков были локальными.

Можно много критиковать надзорные органы, но население и клиенты голосуют ногами; никто из кредиторов не разнес ни один банк, и, я думаю,
не разнесут.

— Не будет «уринских» схем, придумают другие…

— Это правда, голь на выдумки хитра. Могут выплыть всякие отсрочки платежа, срочные сделки. Маловероятно, чтобы выползли зеркальные векселя, потому что эта история за последние годы модифицировалась. В любом случае, нам надо смотреть на косвенные признаки. Очень часто косвенным признаком манипуляции является отсутствие здравого смысла в структуре баланса. Но опять же нужно понимать характер бизнеса того или иного банка.

— На ваш взгляд, уже не как представителя Банка России, а как гражданина, — целесообразно ли уголовное преследование непосредственно Сергея Пугачева, Андрея Бородина, Льва Алалуева и многих других акционеров и топ-менеджеров «полукриминальных» банков?

— Только в тех случаях, когда в их деятельности будет выявлен состав преступления. Здесь важна скорее обоснованность и доказанность, после чего возникает целесообразность. Важна неотвратимость, а не форма ответственности: сажать или не сажать в тюрьму — это уже вопрос философский. Для кредиторов и АСВ важно вернуть деньги, то есть деятельное раскаяние, что пока в банковской сфере встречается нечасто. Зачастую банкир подается в бега, чтобы не достали кредиторы. К слову, это также можно рассматривать в виде наказания, поскольку после выезда за границу им затруднительно вести бизнес в России.

— Хорошо, фигурируют ли фамилии Бородина, Пугачева в черных списках ЦБ?

— Мы никогда не называем конкретных фамилий банкиров, которые фигурируют в списках недобросовестных банкиров. Могу сказать, что в этих списках — по меньшей мере руководители, их заместители, члены правления банков в первые пять лет после отзыва лицензии. Это касается всех банков, за исключением тех кредитных организаций, которые лишились лицензии по причине недостаточности абсолютного (90 млн или скоро 180 млн руб.) капитала.

— Ждать ли ужесточения требований к владельцам и топ-менеджерам банков, особенно к владельцам и ключевым акционерам?

— Могу прямо сказать: нас беспокоит, что некоторые из банкиров, упомянутых в черном списке ЦБ, в открытую становятся владельцами банков. То есть те кого мы не пускаем на руководящие посты в кредитных организациях, стали появляться в качестве владельцев. Это беспокоит. Пока это единичные случаи. В то же время благодаря необходимости раскрытия информации по владельцам кредитных организаций, не думаю, что эти лица смогут сильно поднять свои банки.

Игорь Пылаев
РБКdaily

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: