Счетная палата РФ проверила всероссийскую оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и соцобслуживания в российских регионах.
Информация, изложенная в объемном докладе ведомства Татьяны Голиковой, удручает — негативный эффект от оптимизации по всем направлениям федеральные аудиторы заметили практически во всех субъектах РФ.
Больше всего нареканий вызывают сферы здравоохранения и образования. Счетная палата констатирует, что их оптимизация в большинстве российских регионов привела к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций.
В первую очередь это вылилось в снижение качества образования, рост на 3,7\% числа умерших в стационарах, увеличение на 2,6\% внутрибольничной смертности и ухудшение качества жизни населения.
Здравоохранение
Главный вывод доклада аудитора СП РФ Александра Филипенко по проверкам в сфере здравоохранения звучит как диагноз:
Основные цели оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не достигнуты — ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло.
Регионы закрывают больницы и активно сокращают коечный фонд, особенно на селе, переводя многие виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего в 2014 году в оптимизации участвовало 359 медорганизаций страны, из них было ликвидировано 26, сокращено 33,8 тыс. коек.
За последние три года в РТ ликвидировано 17 медорганизаций и 15 фельдшерско-акушерских пунктов; количество круглосуточных коек сократилось на 3,4 тыс. (с 25,9 тыс. в 2012 году до 22,5 тыс. на начало 2015 г.).
На фоне сокращения мест в больницах в России растет количество умерших.
Как следует из доклада СП, в 2014 году в российских больницах умерло на 17,9 тыс. человек больше, чем годом ранее. Внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6\%.
Кроме того, по ряду регионов отмечен рост числа умерших на дому, что свидетельствует о нарушении принципов маршрутизации пациентов, подчеркивают в ведомстве Татьяны Голиковой.
В Татарстане в 2014 году на дому скончалось на 1425 больных больше чем годом ранее.
СП констатирует, что проведенная оптимизация не привела к самому главному — запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на тысячу населения по итогам 2014 года смертность населения, по данным Росстата, выросла до 13,1 на 1000 населения.
Показатель смертности в Татарстане на 1000 населения за последние три года фактически не изменился и составил 12,2 (12,2 в 2012 г., 12,1 в 2013 г.).
На фоне статистики, приведенной ранее, СП отмечает рост объема платных медицинских услуг — в прошлом году он вырос сразу на 24,2\%.
В Татарстане, как следует из материалов итоговой коллегии минздрава РТ, в 2014 году доходы от платных медицинских услуг в госсекторе превысили 3 млрд рублей и составили 7,6\% в консолидированном бюджете ведомства.
В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной. Население остается плохо информированным о том, какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно, а какие за плату, подчеркивают в СП.
Образование
По результатам проверки оптимизации в сфере образования аудитор СП РФ Александр Филипенко также подчеркивает, что ни один российский регион не обеспечил достижение 100\% значений федеральных показателей.
Конечная цель оптимизации — повышение качества предоставляемых населению услуг в сфере образования. Однако по результатам проверок не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций.
Проверка СП показала, что в целом оптимизация системы образования была начата «без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения».
В общероссийских масштабах в 2014 году в рамках оптимизации были ликвидированы 592 образовательные организации и реорганизованы 2030. В 2015—2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3639 образовательных организаций, отмечают в СП.
В результате численность образовательных учреждений по сравнению с 2013 годом сократится на 6\%. Садиков станет меньше на 5,6\%, школ — на 6\%, организаций дополнительного образования детей — на 3,6\%, организаций среднего профобразования — на 16,1\%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — на 14,7 \%.
По данным Татарстанстата, в прошлом учебном году (2013−2014гг.) в республике действовало 1914 общеобразовательных организаций.
Если посмотреть статистику за пять лет, школ в республике становится меньше, причем заметнее всего в селах, что обусловлено сокращением количества учащихся в сельской местности. Если пять лет назад в сельских школах обучалось 106,1 тыс. ребят, то в учебном году 2013−2014г.г. всего 85,8 тыс. человек.
При этом численность учащихся в городах колеблется незначительно.
Кликните на картинку, чтобы увеличить
По детским садам статистика пока не опубликована. Но по данным Татарстанстата, за предыдущую пятилетку прослеживается характерная тенденция: в городе количество садиков растет, на селе — сокращается.
Источник: Татарстанстат
Счетная палата РФ констатирует недостатки планирования регионов — на фоне закрывающихся школ и садиков Росстат публикует демографический прогноз — к 2020/21 учебному году России потребуется в образовательных учреждениях на 2,5 млн мест больше, чем в 2012/13 учебном году.
Но… ликвидация школ запланирована оптимизацией вплоть до 2018 года.
Примечательно, что в 36 регионах РФ цель «сэкономить» обернулась… наращиванием расходов.
К примеру, в Татарстане, как отмечает Александр Филипенко в своем докладе, расходы на содержание образовательных организаций выросли на 146\%.
Одна из причин — основной формой реорганизации стало присоединение в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта и требует дополнительного анализа имущественного комплекса сети образовательных организаций.
Экономический эффект от оптимизации в сфере образования в СП считают сомнительным.
В 2014 году финансового результата от оптимизации не получили 10 регионов страны. Не планируют прирост финансового обеспечения от проведения оптимизационных мероприятий ряд субъектов РФ, в том числе Татарстан — в 2017—2018 годах.
Нужна ли оптимизация?
На фоне роста зарплат бюджетников, что продиктовано необходимостью исполнения президентских «майских указов», проверки СП показали, что какие-либо рекомендации в части порядка проведения оптимизации министерствами не разрабатывались.
Каждый регион разработал «дорожную карту» в соответствии с целевыми показателями «федералов» и «катил» по этой карте без анализа и предварительного территориального планирования в каждой из обозначенных сфер. Проще говоря, реформа проводилась с национальным уклоном на «авось».
Количественные изменения в численности образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры, организаций соцобслуживания и отдельных категорий работников проводились без учета социальных нормативов и норм.
Всего по итогам 2014 года за счет проведения оптимизации было высвобождено 25,7 млрд рублей, из которых 22,9 млрд рублей направлены на зарплату работников.
Получается, практически все сэкономленные в ходе оптимизации средства ушли на зарплаты, оставив школы, больницы и культурные учреждения без нового оборудования.
И даже при этом в Счетной палате РФ отмечают низкий экономический эффект реформы: высвободившиеся в ходе оптимизации деньги — капля в море. Они не составляют и 1\% от общего фонда оплаты труда бюджетников (почти 4 трлн рублей).
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: