У меня нестандартная история, я думала, что рака у меня никогда не будет. В роду никто не болел этим заболеванием, к тому же на момент постановки диагноза я кормила грудью, а считается, что кормящие мамы находятся вне зоны риска, поэтому и проверяются они редко. Хотя на самом деле все не так, раком может заболеть каждый независимо ни от чего. Им болеют и те, кто ведет здоровый образ жизни, и спортсмены, и кормящие мамы.
- Ограждение доступа к курению, борьба с этим явлением;
- Физическая активность, сбалансированная, здоровая пища;
- Вакцинация против вирусов, вызывающих рак печени и шейки матки;
- Избегание длительного пребывания на солнце и в соляриях. [Википедия]
Как я обнаружила болезнь? 2014−2015 гг. были очень тяжелыми для моей семьи, сначала у меня умерла свекровь, а через несколько месяцев скоропостижно ушла мама. В день похорон мамы на фоне лактостаза я нащупала шишку в груди. Достаточно крупную, почти с грецкий орех, она болела. Через две недели я попала к маммологу, который на осмотре меня успокоил, сказав, что ничего страшного нет, но на всякий случай нужно сделать УЗИ груди. И вот УЗИ то и показало, что моя опухоль похожа на раковую.
Потом была срочная перепроверка в онкоцентре. Приехав туда, я испытала шок — три огромных парковки были забиты машинами. Я раньше и подумать не могла, что столько человек лечатся от рака. Позже я узнала, что в Татарстане на сегодняшний день в республиканском онкоцентре стоит на учете около 90 тыс. человек.
После биопсии был еще один визит к маммологу, где врач сказал, что на 99% это рак.
Я в полукоматозном состоянии вышла из больницы, села в машину и поняла, что вот он — итог всей моей жизни. Были совершенно упаднические мысли, позвонила сестрам и близкой подруге, больше никому решила не рассказывать.
Рак и смерть для многих синонимы, для меня это было так, я ничего не знала об этой болезни и страшно ее боялась.
Был страх за детей и за мужа, я малодушно думала, на кого же я их оставлю, даже начала перебирать в уме своих добрых незамужних подруг. Это звучит глупо, но это правда, так и было. У меня были планы, мечты, надежды, я собиралась в отпуск всей семьёй, думала об образовании своих детей, что подарить подруге на день рождения, а теперь… точка. Операция, химиотерапия, и мое тело уже совсем не то, что было раньше. Раньше… Теперь обо всём я говорила только так: раньше я могла, раньше я жила, а сейчас… А есть ли вообще у меня это сейчас? А про завтра я даже и не мечтала. Думаю, что через это проходит каждый, кто столкнулся с диагнозом рак.
Близкие очень поддержали меня, без них мне было бы в тысячу раз сложнее.
Переживания мужа причиняли мне боль, я видела, как он старается их скрыть и не знала, как мне его успокоить. Но внешне мой муж держался стойко, он — мое надежное плечо. Хотя бывает и так что мужья уходят от жен во время болезни, к сожалению это не редкость, женщина остается один на один с болезнью. А бывает, остается не одна — и с болезнью, и с детьми.
И вот что удивительно, в больнице частенько я видела женщин, которые сопровождали своих мужей на химиотерапию и крайне редко наоборот… А так хочется, чтобы забота и поддержка были бы нормой для каждой семьи.
Меня прооперировал замечательный хирург, профессор Исмагилов Артур Халитович, мне и в последующем везло с докторами.
У нас в Татарстане, хорошо лечат рак, особенно рак груди. На м ой взгляд, не нужно ехать ни в Москву, ни, тем более, за границу. Главные слова, которые сказал мне доктор: «сохраняй холодность рассудка». И я из всех сил этому совету следовала.
Хотя здорово было бы услышать такую фразу от врачей: «Мы тебя вылечим». Пациенту иногда не хватает веры.
Через три дня после операции меня уже выписали, заживление шло хорошо. Но потом наступила тишина, я знала, что должен начаться курс химиотерапии, но когда — мне никто не сказал. Вопросов и страхов было очень много, тогда я поняла, что попала в информационный вакуум: нет такого источника информации, где было бы собрано все то, что приносит пользу пациенту и информирует его о ходе лечения.
В интернете очень много лишнего, много шарлатанов, ненужных и опасных методов самолечения.
Химиотерапию мне назначили самую жесткую, но я была внутренне готова на всё, что приблизило бы меня к выздоровлению. Не нужно бояться химиотерапии, она всем дается по-разному, кому-то тяжело, кому-то легче.
Собираясь на очередной курс химиотерапии, я чувствовала свое внутреннее сопротивление, как говорят «не тянет нога». Понятное дело — все-таки химиотерапия — это лечение тяжелыми препаратами и «побочки» мои были не очень приятными: выпали волосы, после каждого курса либо тошнило, либо были проблемы с желудком, либо накатывала слабость. Но я старалась себя и окружающих бодрить: надевала яркие платки, красивые серьги, делала макияж. Вообще есть хорошие парики, красивые платки, мне они идут. Многие даже не догадывались, что у меня болезнь, думали, что я просто поменяла имидж.
По прошествии некоторого времени я решила, что не буду скрывать свою болезнь. Да, я не стану кричать на каждом углу — «посмотрите, у меня рак!», но и стесняться тут нечего.
Во время болезни от меня почти никто не отвернулся, это очень важно. Нам очень нужна человеческая поддержка, просто внимание. Для меня было открытием, что даже люди, которых я не очень хорошо знала, предлагали руку помощи. А ежедневная поддержка моей близкой подруги Ольги в буквальном смысле держала меня на плаву.
В декабре прошлого года у нас с Ольгой зародилась идея создании общественной организации, которая оказывала бы психологическую помощь пациентам.
Когда человек знает, что он не один и рядом с ним есть другие, такие же, как он, то все трудности тяжелого лечения и последующей долгой реабилитации воспринимаются гораздо легче.
Сегодня мы помогаем людям понять, что во время лечения жизнь не ограничивается больничными стенами. Но только вместе мы сможем сделать ее открытой для тех, кто именно сейчас не хочет выходить из дома, потому что у него выпали волосы после химиотерапии или нет настроения после тяжелого облучения.
Одна из наших задач — показать человеку, что жизнь — это не только болезнь. В ней есть путешествия, танцы, спорт, здоровый образ жизни, твои увлечения и твое творчество. В ней есть интересные люди, с которыми можно познакомиться, и интересные места, которые можно увидеть.
Поэтому мы проводим совместные поездки, занимаемся йогой, танцуем, рисуем. Для онковыздоравливающих мы организовали несколько групп для походов в бассейн, потому что именно плавание — это оптимальная нагрузка после операции. Например, после удаления груди, существенную поддержку в восстановлении может оказать специальная гимнастика в бассейне.
Регулярными стали курсы по арт-терапии, где через рисунки от занятия к занятию в сопровождении психолога мы ведем наших онковыздоравливающих к более стабильному эмоциональному состоянию. Кроме того у нас проводятся ежемесячные школы пациента, на которых врачи нашего РКОД МЗ РТ — химиотерапевты, хирурги, диетологи — рассказывают обо всех волнующих нас темах и отвечают на наши вопросы.
И кстати, в Татарстане есть свой информационный ресурс, где каждый столкнувшийся с диагнозом рак может получить отфильтрованную полезную информацию: по лечению, питанию, психологической поддержке, ознакомиться с профильными мероприятиями и просто почитать оздоравливающие «сказки».
Рак — это болезнь, но в наших силах сделать его всего лишь болезнью, а не состоянием души.
Читайте также:
Ильдар Хайруллин, главврач онкодиспансера РТ: «В онкологии слишком много мифов»
Борьба с канцерофобией: диспансеризация в Казани выявила 289 больных раком
Историю Юлии Ивашкевич записала Анна Главатских
Фото: Анна Главатских
История была впервые опубликована порталом TatCenter.ru в декабре 2016 года. Публикуется повторно в связи со Всемирным днем борьбы против рака, 4 февраля.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: