«Никто же не хочет, чтобы Россия страдала»…
Работа над пролонгацией договора о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром в республике не только уже начата, но и «продолжается постоянно». Об этом заявил депутат Госсовета РТ, глава комитета по законности и правопорядку Шакир Ягудин на встрече с журналистами, тема которой была обозначена как «современная государственность» РТ.
Напомним, дискуссия о необходимости пролонгации договора между Россией и Татарстаном от 26.06.2007 о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти, срок которого истекает летом 2017 года, вошла в активную фазу в конце прошлого года, когда вопрос о сохранении «президента» в РТ дошел до обсуждения депутатами Госдумы РФ и широкой общественностью.
После того, как «президента» Татарстану оставили до конца 2015 года, спикер республиканского парламента Фарид Мухаметшин. заявил, что республике во что бы то ни стало необходимо продлять уникальный для России договор [в настоящее время Татарстан является единственным субъектом РФ, имеющим договорные отношения с федеральным центром; договор между Москвой и Казанью имеет силу федерального закона и закрепляет государственность Татарстана].
Пикет у Госсовета РТ, осень-2014
Сегодня Шакир Ягудин, вспомнив слова спикера, идею не только поддержал, но и признался, что работа над этим уже активно ведется, и он является одним из ее участников.
При этом, по мнению Ягудина, для дальнейшего развития уникального Татарстана в составе РФ, в том числе и по вопросу наименования главы республики, у сторон есть «немало вариантов».
«Возможности для этого есть, и история, реальная политика наших руководителей, здравая… — все выступают за реальный, эффективный федерализм. Никто же не хочет, чтобы Россия страдала от чего-то при наличии такого количества субъектов.
Нам очень осторожно надо., в стране много компонентов, которые нечаянно затронешь и сразу вон что творится, — намекнул Ягудин, вспомнив опыт Франции. — Работа [над пролонгацией договора, — ред.] ведется, несомненно, и юристы думают, и все, кого это затрагивает".
Очевидно, что статус руководителя Татарстана и сам договор тесно взаимосвязаны, и республике выгодно сохранить и то, и другое.
Вполне возможно, Татарстану это удастся, несмотря на то, что, как выразился Шакир Ягудин, в последнее время в стране «идет тенденция сужения правовых гарантий отдельных субъектов со стороны Федерации». Отметим и позицию власти, «под соусом» которой лоббируется пролонгация соглашения.
«Наш договор — это признак истинного федерализма в России», — подчеркнул сегодня Ягудин.
«Будем выбирать президента Республики Татарстан»…
Помимо уникальных долгосрочных отношений с Кремлем, Татарстан не хочет терять и «президентство» руководителя республики.
«От нас видимо ждут, что мы к 2016 году приведем наименование главы Татарстана в соответствие с федеральным законодательством. Нас могут призвать сделать это до выборов. Могут после выборов, — рассуждал Ягудин, подчеркивая, что выражает при этом исключительно собственную точку зрения.
Я полагаю, мы [народ Татарстана, — ред.] будем выбирать [осенью 2015 г., — ред.] президента Республики Татарстан, — подчеркнул депутат. — Но когда мы выберем президента, изменить его наименование будет намного труднее, потому что — это воля народа, она уже будет выражена, а народ по нашей Конституции — это носитель суверенитета и источник всей власти".
В завершение добавим, что позиция Татарстана по отстаиванию собственных интересов на федеральном уровне остается неизменно твердой.
Более того,
республиканские власти не скрывают, что не прочь иметь рычаг воздействия на депутатов Госдумы РФ, которые, порой, как выразился Ягудин, принимают «откровенные глупости».
«На федеральном уровне нередко принимаются надуманные законы с совершенно необоснованными требованиями к субъектам, которые являются нарушением российской Конституции. Ведь то, как должен называться руководитель региона или, скажем, сколько и каких в республике должно быть государственных органов, относится к ведению и полномочиям субъекта.
Поэтому я считаю, что целесообразно было бы продумать механизм принуждения федерального центра к соблюдению и исполнению Конституции Российской Федерации", — резюмировал Шакир Ягудин.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: