ОСАГО дорожает. Вернутся ли полисы?

С 12 апреля в Татарстане ОСАГО снова подорожает. О том, смогут ли автовладельцы покупать полисы без переплаты за навязанные допуслуги, порталу TatCenter.ru рассказал президент республиканского Союза страховщиков Рустэм Сабиров.

В апреле ОСАГО подорожает на 40% — ЦБ РФ утвердил новые тарифы, расширил тарифный коридор и пообещал рынку «физическую доступность полисов». Но президент Союза страховщиков Татарстана Рустэм Сабиров отмечает, что гарантий того, что страховщики прекратят «увиливать» от продажи полисов, нет.

Эксперт констатирует, что без апрельского повышения тарифов к концу 2015 года Татарстан мог бы остаться без страховщиков, работающих в сегменте. Он надеется, что новые тарифы побудят страховые компании продавать полисы ОСАГО автовладельцам без ограничений и очередей. Хотя бы до конца года.

Полную версию интервью смотрите на видео

— В апреле ОСАГО для автомобилистов Татарстана подорожает — Банк России повысил базовые тарифы и изменил размер «тарифного коридора». Рустэм Ильдусович, на сколько подорожает «автогражданка» и когда именно?

— По сообщению Банка России, которое было опубликовано 20 марта, предполагается повышение базовых тарифов ОСАГО с 12 апреля на 40% и установка «тарифного коридора» в пределах 20% дополнительно, по желанию самого страховщика, для того, чтобы была конкуренция. Кроме того, меняются некоторые территориальные коэффициенты на территории РФ. В Татарстане изменений территориального коэффициента не предполагается.

— В Татарстане на сколько подорожает ОСАГО в абсолютных значениях?

— Исходя из трехкратного повышения лимитов выплат по «железу» с октября прошлого года и лимитов выплат по причинению вреда жизни и здоровью, в зависимости от «тарифного коридора» базовый тариф составит примерно 3,5 — 4,2 тыс. рублей. Прибавьте сюда коэффициенты по возрасту, стажу, безаварийной езде и так далее…

— Основные предпосылки роста тарифов — в увеличении лимитов выплат?

— Кроме увеличения лимитов есть целый ряд других факторов. Во-первых, базовые тарифы не менялись на протяжении 11 лет — за это время выросла стоимость ремонта, принципиально поменялся парк автомобилей… Кроме того, поменялась стоимость запчастей, стоимость нормо-часа, затраты… Поменялся курс рубля. Только из-за обесценивания рубля за последние 4−5 месяцев стоимость ремонта подорожала более чем в полтора раза. Только из-за этого. Запчасти по старому курсу никто не продаст, никакой немец, никакой японец и даже китаец. Это объективный момент.

— Есть ли предпосылки к повышению в РТ территориального коэффициента?

— Во многих соседних субъектах коэффициенты были повышены, поскольку убыточность там зашкаливала. В некоторых субъектах — они были снижены. А по мнению авторов этого законопроекта, в Татарстане, видимо, территориальный коэффициент соответствует среднестатистическим по РФ, и менять его нет необходимости. Задача в том, чтобы средняя убыточность по РФ соответствовала средней убыточности по региону, чего мы не имели до последнего времени. Естественно, возникла проблема с покупкой полисов в тех субъектах, где убыточность оказалась чудовищной. Страховые компании стали закрывать свои офисы в таких регионах, и исполнение закона оказалось под угрозой — было негде купить полис. Мы эту картину наблюдали и в Татарстане.

—  Страховщики, работающие в Татарстане, удовлетворены повышением базовых тарифов на 40% или этого мало?

— Вопрос таков, что если бы этого не сделали, я допускаю, что к концу 2015 года в Татарстане могло не остаться ни одной страховой компании… По разным причинам. Одни бы просто закрыли свои филиалы, другие — перерегистрировали и открыли бы компанию в другом субъекте, где другая убыточность. Рыба ищет, где глубже и лучше. Видимо, условия работы таковы, что регистрация в Москве дает преференции, это выгоднее, менее убыточно. Мы знаем массу примеров, когда предприниматели, в том числе, страховщики массово уходили из «невыгодных» субъектов и просто переставали работать. Никому не хочется работать себе в убыток. Это рыночная среда, а не благотворительность. Должны работать рыночные законы и в сегменте ОСАГО. Если бы это был социальный проект, тогда государству надо был
о бы договориться с сообществом, как это будет компенсироваться.

— Получается, вы поддерживаете уход от регулирования тарифов в сегменте ОСАГО и переход к полностью рыночным тарифам? Сейчас разные варианты обсуждаются, в Госдуме даже было предложение вновь заморозить тарифы на несколько лет в связи с кризисом…

— В Госдуме могут ввести монархию, крепостное право, все что угодно. Там очень много креативных людей, мы практически ежедневно видим массу «замечательных» инициатив и предложений, я бы не хотел обсуждать различные идеи и задумки этих людей. А то, что в области регулирования тарифов ОСАГО существует масса проблем, мы прекрасно знаем. Я думаю, что все идет к тому, что тарифы должны быть рыночными. Но в ситуации, когда страховой рынок не сформирован, когда он непрозрачен, когда его то и дело покидают различные игроки, существовал риск продажи полисов некоторыми игроками по минимальной цене, собирать деньги, чтобы потом с этими деньгами испариться. Это могло привести к социальным потрясениям. Соответственно пока законодатель принял решение эти тарифы фиксировать, чтобы не было моментов демпинга и желания у страховщиков просто собирать деньги с клиентов.

— Будут ли когда-нибудь тарифы рыночными?

— Со временем, да. Кстати, «тарифный коридор» 20%-ый, как раз и предполагает конкуренцию между страховыми компаниями. С октября 2014 года был введен коридор в размере 5%, с 12 апреля он расширен до 20%. Потребитель сможет выбирать, где застраховать свою машину. Клиент сможет выбирать, но в рамках этого коридора. Это уже кое-что.

— В этом году больше повышения ОСАГО не будет?

— По закону тарифы могут корректироваться раз в год. В прошлом году они корректировались в октябре, в этом году, вот — с 12 апреля. Поэтому я думаю, что по крайней мере до конца года повышения тарифов быть не должно.

— Может ли в этом году повториться прошлогодний кризис «физической доступности» ОСАГО или навязывании допуслуг при покупке «автогражданки»?

— Продажа допуслуг незаконна…

— Но, тем не менее, такие факты имели место быть…

— Да, эти случаи, к сожалению, у нас в истории повторялись. В прошлом году продавать полисы себе в убыток никто не хотел. Это все-таки рынок, предпринимательство, и заниматься благотворительностью не все были готовы. Надеюсь, в ближайшее время эта проблема будет снята, и потребители смогут покупать полисы ОСАГО без ограничений и очередей. Надеюсь, многие страховые компании вернутся в города и районы, из которых они ушли, а ситуация станет сбалансированной и новых тарифов будет достаточно, чтобы в целом, ситуацию поддерживать.

Беседовала Юлия Амочаева

Видео: Илья Иванов

Новости
26 Ноября 2024, 12:44

В РТ создадут единый механизм обратной связи с инвесторами

Соответствующее постановление подписал премьер-министр республики Алексей Песошин.

В Татарстане утвердили порядок создания и развития механизма обратной связи с предпринимателями и инвесторами. Соответствующее постановление подписал премьер-министр республики Алексей Песошин.

Минэкономики РТ обязано сформировать рабочую группу для обработки обращений бизнесменов и инвесторов, а также определить классификацию запросов, указанную в постановлении. Министерство будет отвечать за контроль функционирования механизма обратной связи. Механизм будет работать на базе платформы обратной связи Единого портала государственных и муниципальных услуг. Каналами обратной связи для заявителей в РТ станут портал госуслуг РТ, инвестиционный портал РТ и инвестиционная карта РФ.

Песошин Алексей Валерьевич

Премьер-министр РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: