Напомним, 23 октября 2011 года в аэропорту Казани приземлился пассажирский борт А-320. При разгрузке самолета обнаружилось превышение радиационного фона. Двое грузчиков госпитализированы с признаками отравления, у них резко ухудшилось самочувствие, сообщает интернет-газета Дни.ру. После осмотра грузового отсека стало ясно, что причиной недомогания стали контейнеры с радиоизотопами. Пассажиров злополучного рейса после приземления некоторое время не выпускали из самолета — службы аэропорта решали, что делать с остальным багажом и как проверить людей на радиацию.
Затем прибывшие в аэропорт представители МЧС объявили, что радиоактивный груз, перевозившийся из Москвы в Казань в самолете А-320, не представляет опасности для людей. В пассажирском салоне превышения уровня радиации обнаружено не было. Жалоб на ухудшение самочувствия от пассажиров не поступало. Как стало известно позже, в контейнерах был технеций-99, который привезли для двух клиник в Казани и одной в Альметьевске. Отметим, что этот радиоизотоп используют в медицинской диагностике, например, диагностике опухолей головного мозга.
Между тем, Верхневолжский отдел инспекции Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора начал расследование по поводу провоза радиоактивного груза. По словам начальника ведомства Николая Токарева, по результатам предварительного расследования, у рабочей группы есть претензии и к грузоперевозчику (авиакомпания «Сибирь»), и к грузоотправителю (аэропорт «Домодедово», Москва), и к грузополучателю (аэропорт «Казань»), и производителю груза (объединение «Изотоп», структура ГК «Росатом», Москва). По его мнению, пассажиры самолета должны быть уведомлены о радиоактивном грузе.
В свою очередь эксперт TatCenter.ru и объединения «Беллона», физик-ядерщик Андрей Ожаровский считает, что большая опасность угрожала не тем, кто находился в самолете, а встречающим судно на земле. Поскольку если бы самолет упал, то от заражения пострадали бы местные жители.
Андрей Ожаровский:
— Это одна из особенностей перевозки радиоактивных грузов. Другая состоит в том, что нельзя перевозить радиоактивные контейнеры вместе с гражданскими лицами, поскольку всегда есть риск заражения. Я придерживаюсь такой точки зрения — сократить до минимума перевозку радиоизотопов или осуществлять это в специальных машинах. Лучше всего подойдут поезда, поскольку в этом случае изотоп можно поместить в несколько слоев металла, иногда такие контейнеры весят больше тонны.
В данном случае люди скорей всего хотели сэкономить на специальной транспортировке или грузовом самолете. В итоге пассажиры оказались в заложниках у чьей-то жадности. Вопрос в том, кто разрешил перевозку, почему авиакомпания взяла на себя такой груз, и пока вся эта ситуация наслуху, надо добиться того, чтобы радиоактивные контейнеры перевозили отдельным транспортом.
По словам ученого, человек имеет право знать, если рядом с ним — в самолете или поезде — перевозят опасный для его жизни груз. Такие обязанности прописаны в законе, но проблема в том, что в России он не соблюдается. В стране никто не знает, где и по каким дорогам перевозят радиоактивный груз. В то время как в Европе об этом говорят открыто. Например, в ЕС страны готовятся к перевозке радиоактивных отходов из Франции и Германии. Так, жители этих стран заранее знают, по какой дороге будет следовать груз, и могут уйти на время из своих домов.
Андрей Ожаровский:
— История с технецием-99 ужасная и говорит о халатности персонала аэропортов. Как контейнеры могли пропустить в Москве, ведь там после аварии АЭС в Фукусиме проверяют весь груз на радиацию. В России со времен Берия осталась закрытость при разговоре об атоме. Однако об этом надо знать всем. Необходимо запретить провоз этого изотопа в гражданском транспорте и не забывать о случае в казанском аэропорту.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: