Низкую эффективность борьбы с коррупцией признал и президент России, когда признал, что она пока не дала должных результатов, заметил Шевчук. «Сегодня СМИ Татарстана — один из самых мощных институтов гражданского общества, которые, в тесном взаимодействии с другими общественными организациями, в том числе и Общественной палатой республики, выполняют задачу по формированию антикоррупционного мировоззрения граждан. А это самая сложная задача, потому что коррупция не в кабинетах, а в головах. Формировать такое мировоззрение — это очень сложная задача», — сказал Шевчук.
Журналистские расследования могут привести к судам, которые газеты, безусловно, проиграют, если начнут доказывать в своих статьях, что человек — коррупционер, пока это не будет доказано судом, убежден член Общественной палаты: «И будут бить по рукам журналиста до тех пор, пока они у него не отсохнут». Когда журналист в своих материалах поднимает подобные темы, он рискует очень многим. Иногда работой, иногда — здоровьем или головой. Поэтому он, в первую очередь, должен быть защищен государством. Естественно, нельзя забывать и о материальном поощрении.
«Для многих из нас коррупция — сводится к взяточничеству. Но это не только взяточничество, это злоупотребление служебным положением в любом виде, в первую очередь — в семейственности, когда чиновник принимает на работу кучу родственников, которые даже за зарплатой не приходят», — подчеркнул Владимир Шевчук. Поэтому, считает он, необходим действенный контроль за качеством и количеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг, который в том числе могут обеспечить и журналисты.
Правоохранительные органы каждую неделю дают информацию в СМИ в виде сводок, но о коррупционных преступлениях там практически нет сведений. Еще одной проблемой Шевчук считает слишком мягкие решения судов по коррупционным делам — наказание порой выглядят почти виртуальным. Бывает, что человек даже не лишается своей работы. Проблема усугубляется тем, что законодательно не закреплены обязанности чиновников объяснять происхождение своих капиталов. «Декларирование есть, а откуда они взялись — нет», — заявил он.
Руководители и журналисты республиканских СМИ сетовали на закрытости судов, из-за которой практически невозможно своевременно получить информацию о коррупционных делах. «Новость устаревает, пока мы пытаемся получить информацию или оперативный комментарий», — заявила генеральный директор ТРК «Казань» Мадина Тимерзянова. На слова Тимерзяновой оперативно отреагировал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры РТ Ринат Латыпов, подтвердивший готовность ведомства своевременно предоставлять информацию. «Обращайтесь к нам — мы поделимся информацией», — заверил он.
Директор ГТРК «Татарстан» Фирдус Гималтдинов также посетовал на отсутствие информации о серьезных разоблачениях. Он иронично заметил, что, если верить информации, которую предоставляют правоохранительные органы, первыми коррупционерами теперь стали учителя и врачи. Вторил Гималтдинову и руководитель ТРК «Новый век» Ильшат Аминов, который привел следующие данные: 80% коррупционных материалов относятся к проблеме взяток в школах, 10% — в медицинских учреждениях, оставшиеся 10% — другие сферы деятельности. Шеф-редактор электронной газеты Татарстана «Бизнес Online» Ринат Билалов заметил, что «барометр замеров настроения читателей» очень точно показывает, каково общее настроение — «скепсис населения», что красноречиво свидетельствует о низкой степени доверия к власти.
Мухтар Магомедгаджиев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: