Новости
18 Октября 2011, 06:21

Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств РТ: «Этот год тяжелый для туризма»

О том, как после трагедии с теплоходом «Булгария» восстановить утраченное доверие пассажиров к речному туризму и как власти планируют в ближайшее время очистить рынок от недобросовестных туристических агентств, деловому еженедельнику «где Деньги» рассказал президент Ассоциации туристских агентств РТ, генеральный директор агентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов.


Р.Мифтахов — Рамиль Зуфарович, в конце 2010 года власти республики планировали в течение 2011 года увеличить количество посещающих Казань туристов с 1 до 1,5 млн человек. По итогам трех кварталов текущего года эти планы выглядят реалистично?

— За год увеличить поток туристов в полтора раза трудно, почти невозможно. К тому же 2011 год был тяжелым как для въездного, так и для выездного туризма. Несколько громких катастроф, случившихся в стране, внесли свои коррективы в планы игроков рынка и туристов. Особенно это касается рынка речных круизов, который сильно просел после трагедии с «Булгарией» — туристы отказывались от путевок, от поездок в Казань. Более точно о последствиях пока говорить сложно — только в феврале следующего года, когда будут сделаны все подсчеты, мы выясним, вырос турпоток или как минимум сохранился прошлогодний уровень.

— Как изменились цены в этом году?

— Если говорить о въездном туризме, то цены не изменились. Стоимость программного пакета «Уикенд в Казани» сохраняется уже два года, нам удается договариваться с перевозчиками и гостиницами, чтобы по массовым направлениям цена оставалась адекватной. Что касается выездного туризма, то цена путевок в этом сегменте выросла. Но это был не резкий скачок цен, явного роста не прослеживается: что-то дорожает максимум на 15\%, что-то дешевеет. Это во многом связано с курсом валют, с колебаниями на мировых рынках. На турецком направлении стоимость путевок увеличилась на 10\% и более. Путевки в Европу в июне заметно подешевели — на 5−10\%, а в августе подорожали на столько же по сравнению с прошлым годом.

— Уже известно, какие направления этим летом пользовались особенной популярностью у татарстанцев?

— Я думаю, что в этом году на 10\% увеличилось число граждан Татарстана, посетивших Турцию. Кроме того, вырос спрос и на европейские направления, особенно греческое и испанское. Можно сказать, весь пляжный европейский рынок в этом году у нас прирос на 30−40\%.

— Руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков предупредил о том, что Турция и Египет стали наиболее проблемными направлениями для российских туристов. По его данным, за восемь месяцев 2011 года в Турции погибли 43 туриста и 167 россиян попали в ДТП, 41 россиянин депортирован, 34 осуждены турецким судом и более 100 задержано правоохранительными органами этой страны. Как бы вы прокомментировали эти цифры?

— Чтобы все стало ясно, нужно понять соотношения. Во-первых, есть соотношение числа туристов, прибывающих из России в Турцию, и числа погибших из них. Во-вторых, есть соотношение числа туристов, прибывающих, например, в Европу, и число пострадавших там. Возможно, если провести такие расчеты, показатели Европы окажутся хуже, как и подобная статистика курортов Краснодарского края. Кроме того, не все 46 туристов погибли в туристических зонах Турции: кто-то приехал по делам, кто-то, являясь гражданином России, уже полгода жил в Турции. Каждый случай надо рассматривать отдельно.

Египет в этом году стал проблемным для наших туристов в связи со сменой власти и уличными столкновениями. Ситуация там до сих пор не стабилизировалась. Цены на отдых в Египте снизились на 15−20\%, но это не помогло — количество отдыхающих в этой стране россиян сократилось на 50\% по сравнению с прошлым годом. Количество рейсов на Египет уменьшилось, билеты всегда есть. Спрос, который был изначально нацелен на Египет, переориентировался на юго-восточные страны, например, Таиланд.

— Как отразилась на участниках туристического рынка трагедия с теплоходом «Булгария»?

— Те компании, которые занимаются речными круизами, получили большие убытки по сезону. В августе (обычно самом прибыльном месяце) дела у компаний обстояли даже еще хуже, чем в начале сезона. И все-таки, я думаю, эти игроки не уйдут с рынка. Государство обещает проверить все суда. И если оно сдержит свои обещания, то в следующем году эти же компании будут продавать другие круизы, другие суда. На самом деле туристы-речники — это постоянные клиенты, они из года в год плавают на теплоходах, им нравится такой вид отдыха, они не любят самолеты. Я думаю, что люди, которые в этом году отложили поездки, на следующий год все-таки поедут.
Как это ни страшно звучит, но именно благодаря трагедии проблема речного туризма выползла наружу. На самом деле, эта проблема существует давно, но, к сожалению, власти не хотели слышать о ней. Представители турагентств в этом году говорили на коллеги Минспорттуризма РТ о проблемах речного туризма, о том, что флот устарел, что государству нужно инвестировать какие-то средства в эту отрасль, потому что туристические компании не могут за свои деньги построить корабль. Подобная проблема в свое время была с самолетами. Тогда вводились нулевые пошлины для определенного количества судов, вкладывались средства в постройку самолетов Sukhoi Superjet 100.

Почему государство не заинтересовано в развитии круизного флота? Может быть, потому, что суда в России ходят только пять месяцев в году. Самолеты же летают круглый год. Но, с другой стороны, если мы не будем заниматься судоходством, через 5−10 лет оно у нас вообще умрет, не будет кораблей как таковых, только лодочки и катера.

Ситуация назрела, государство должно поддержать отрасль. Можно даже не разрабатывать новые стандарты, поскольку существуют международные стандарты к современным судам. Мы предлагали правительству много схем на основе государственно-частного партнерства. Например, найти лизинговые компании, которые могли бы на 25−30 лет сдавать турагентствам корабли в аренду.

— Как, по вашему мнению, турфирмам можно восстановить утраченное доверие пассажиров?

— Очень просто. Нужно показать, что реально было сделано государством, какое количество старых судов было списано. Не просто сказать об этом, а показать картинки: как старые суда распилили на куски. Ведь наши люди недоверчивы, они скажут: суда не списали, а просто отогнали, перекрасили, дали новое название, как было в случае с «Булгарией». Это должно быть что-то вроде рекламной акции, нужно показать новые корабли, новые лайнеры. И это должно делать государство. Мы, туристические компании, не обладаем такими возможностями, чтобы действовать в российском масштабе. А доверие к речному туризму восстанавливать нужно, иначе люди будут сомневаться и остерегаться.

— А что можно сказать о татарстанском парке судов?

— Речного круизного флота как такового у нас не существует. Мы арендуем два или три корабля. Насколько я знаю, у компании «Адмирал» есть трехпалубный корабль, у кого-то еще есть двухпалубный, штук пять «омиков», сколько-то ракет. И это весь наш судоходный флот. Позор. Все распродано или сгнило. В Казани прекрасный порт, но это направление не развивается. Кроме того, в Зеленодольске есть завод, который может строить корабли, у этого завода есть проекты современных комфортабельных кораблей. Почему эти проекты не реализуются? Почему нет заказов?

— В конце прошлого года вы рассказывали, что Татарстан может стать первым регионом в России по внедрению СРО в туристическую отрасль. На какой стадии реализация этих планов сегодня?

— Тогда мы говорили о создании СРО на базе Ассоциации туристских агентств, готовились к этому. Но затем приостановили процесс, поскольку законодатели в Госдуме инициативу о создании саморегулируемых организаций в туризме не поддержали. Депутаты предложили внести изменения в закон об основах туристической деятельности и обязать турагентства работать только от имени и по поручению туроператора, по агентскому договору. Но сегодня и этот вариант отложили. Мы ждем, какую позицию выработает законодательное собрание России: пойдет по пути СРО или по пути «от имени и по поручению». Одно из двух в любом случае будет принято.

Весной АТА РТ выступала в поддержку агентского договора. Однако операторов не устраивает этот вариант, они боятся, что их обманут агентства, которые будут заключать договоры от имени оператора, брать деньги, а потом исчезать, тогда как по договору туроператор будет обязан исполнить свои обязательства. Да, есть риск. Но, с другой стороны, туроператоры будут более тщательно подходить к выбору агентств, работать только с теми, кому доверяют, а не со всеми подряд. Эта мера оздоровила бы рынок и очистила его от хлама.

Но создание СРО тоже позволит урегулировать рынок. Чтобы работать на туристическом рынке, нужно будет обязательно быть членом СРО и вносить существенную сумму в стабилизационный фонд. Объем фонда серьезный — 50−100 млн. рублей. Вход на рынок для игроков в этом случае будет стоить немало, зато клиенты будут уверены: компания входит в СРО и если она исчезнет или обанкротится, то из фонда СРО клиенту будут оплачены его расходы.

— А для вас что предпочтительнее — СРО или работа «от имени и по поручению»?

— Мы можем работать и так, и так. Но, на мой взгляд, мера «от имени и по поручению» быстрее оздоровила бы рынок. Сегодня в Казани много плохих агентств. И за вход на рынок сегодня ничего платить не нужно: арендовал помещение, повесил табличку и начал продавать путевки. Раньше, чтобы получить лицензию, нужно было иметь опыт работы в туризме не менее трех лет. Тот бардак, который творится на туристическом рынке, связан с отменой лицензирования. Туристические компании довольно часто сегодня кидают туристов, в том числе и в Казани. Больше половины участников рынка работают «вчерную». Если зайти подряд в 20 туристических компаний, то, я боюсь, у половины из них не окажется в наличии кассового аппарата.

Если будет разрешено создание СРО, то будем работать жестко, будет четкий контроль, не будет демпинга. Мы предварительно вели переговоры с некоторыми операторами. Достигнута договоренность, что в Татарстане будет работать одно крупное СРО, которое поддержат, я думаю, органы исполнительной власти, ведь мы сами заинтересованы в высоком профессионализме компаний и обелении рынка. Все решится в октябре-ноябре, если Дума нынешнего созыва успеет принять поправки, или в начале следующего года.

— Какие у вас прогнозы до конца 2011 года и на следующий, 2012 год?

— Нынешний год тяжел даже психологически: все говорят о второй волне кризиса. Одни и те же финансовые аналитики дают противоречивые прогнозы. А что же делать простым людям, которые не экономисты? Мы просто сидим и ждем, какой же прогноз сбудется. Но не отчаиваемся и хотим верить, что спрос до конца года сохранится на прошлогоднем уровне. Хотя, скорее всего, показатели нынешнего бархатного сезона будут немного хуже, чем показатели прошлого года, — по количеству туристов, уехавших на отдых за рубеж. Но в следующем году все должно нормализоваться, надеемся, что вторая волна кризиса пробежит незаметно и все будет хорошо.

«где Деньги»

Новости
23 Ноября 2024, 09:48

В Казани изменятся схемы движения семи автобусных маршрутов

Появятся новые остановки, но в некоторых местах высадка пассажиров станет невозможной.

В Казани изменится схема движения семи автобусных маршрутов — № 10, 22, 36, 45, 46, 53 и 72. Появятся новые остановки, но в некоторых местах высадка пассажиров станет невозможной. Об этом сообщает пресс-служба мэрии города.

Изменения связаны с завершением строительства транспортной развязки на пересечении Горьковского шоссе и улицы Восстания, как пояснили в городском комитете по транспорту. С 23 ноября автобусы № 10, 22, 46 и 53 будут останавливаться рядом с Республиканской клинической инфекционной больницей, напротив центра «Заречье», на улице Восстания. Там появится новая остановка, которая будет называться в честь медучреждения. Автобусы №№ 10, 36, 45, 53 и 72 начнут принимать и высаживать пассажиров у остановочного навеса «Улица Лазарева», расположенного возле дома № 17а по улице Болотникова.

Напомним, к саммиту БРИКС Казань получила 100 современных автобусов НЕФАЗ с кондиционерами, USB-разъемами и видеокамерами.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: