Руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская, выступившая на правах хозяйки со вступительным словом, напомнила, что в 2005 года в результате договора о долгосрочном сотрудничестве между Министерством Культуры РФ, Государственным Эрмитажем и музеем-заповедником «Казанский Кремль» центр «Эрмитаж-Казань» стал первым региональным проектом Эрмитажа. С тех пор в центре «Эрмитаж-Казань» проводятся масштабные культурные мероприятия такие, как международная научная конференция, посвященная культуре Золотой орды, консультативный совет Государственного Эрмитажа с участием директора ведущих музеев Европы и Мира и многие другие.
«Эрмитажный центр — это канал активной связи Государственного Эрмитажа с музеями и учреждениями науки и культуры Татарстана в целом», — подхватил Владимир Матвеев тему, затронутую Пиульской. Заместитель директора Эрмитажа рассказал, что в нашей стране катастрофически не хватает реставраторов, ввиду отсутствия системы подготовки. Это негативно влияет на сохранность памятников. С целью возрождения в стране реставраторских школ в 2010 году по инициативе Государственного Эрмитажа проводился конкурс среди реставраторов, одной из победительниц и обладательницей гранта стала художник-реставратор Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства Татьяна Шлыкова, которая затем прошла в Лондоне стажировку по практическому курсу «Реставрация стекла» в рамках программы «Международные академические проекты».
«После стажировок было принято решение сделать вместе реставраторами-грантополучателями не просто что-то полезное, а что-то очень полезное в регионах, — подчеркнул Владимир Матвеев. — Естественно, в числе первых был назван Татарстан, в силу то, что здесь существует наш центр, здесь мы в своих стенах и нам удобно работать. Наш реставратор здесь будет работать в контакте сотрудниками, как можно большее количество людей должно быть задействовано, чтобы посмотреть большое количество предметов и оценить, есть ли что-то, что нуждается в особой защите».
По словам Матвеева, кроме недвижимых историко-культурных памятников, которые нужно реставрировать, есть и движимые. Такие ценности реставраторы искали в разных городах, в том числе и в Казани. Результаты их работы оказались «ошеломительными». Казалось бы, они должны были найти здесь тысячи бесценных памятников, которые нужно срочно спасать, но за несколько дней нашли только один. Но этот памятник сразу же привлек внимание специалистов.
«Проблема реставрации и сохранения культурного наследия всегда была актуальной в Татарстане. После реставрационной волны недвижимого наследия в 50−60-е годы, в 80−90-е годы пошли подвижки и с реставрацией движимого имущества, особенно в музеях Казани, когда появились первые кадры реставраторов. Но на уровне республики, к сожалению, их нет. Они приезжают из Москвы или Санкт-Петербурга и уезжают обратно, потому что нет такой организующей структуры, которая бы смогла их под свое крыло», -убежден Рафаэль Валеев, руководитель Поволжского бюро кафедры ЮНЕСКО, проректор КГУ культуры и искусства. Он рассказал, как в свое время была предпринята попытка создать центр по реставрации движимых ценностей в музеях, но столкнулись с двумя проблемами: Первая проблема — это кадры, вторая — нужны большие средства на создание материально-технической базы.
Первые шаги по созданию квалифицированных кадров уже сделаны. В последние годы республиканские вузы готовят кадры музеологов — то есть, появляется количество специалистов. «Чтобы количество могло перерасти в качество, нужно иметь это количество, — считает профессор. — К сожалению, пока у нас этого количества нет, особенно это касается реставраторов». «В настоящее время идет работа, чтобы получить лицензию для подготовки реставраторов», — добавил Рафаэль Валеев.
Демонстрации слайдов с изображением главного лота — чаши из твердого высококремнистого фаянса цвета слоновой кости — сопровождались профессиональными комментариями Татьяны Шлыковой, которая предположила, что чаша, скорее всего, имеет иранское или иранское происхождения и попала в Биляр в качестве дорого свадебного подарка.
«Чаша богато декорирована. Верхнюю часть украшают четырнадцать фестонов, на которых расположены рельефы — 14 неповторяющихся женских лиц в высоких головных уборах с парными изображениями птиц на них. Пропорция чаши строго соответствует принципу золотого сечения или правилу квадрата: диаметр поддона 7 см., высота чаши 10 см., диаметр венчика вне фестонов — 14 см».
На вопрос, как работается вместе Эрмитажу и «Кока-Коле», представители обеих сторон ответили, что сотрудничество не только доставляет удовольствие, но и приносит пользу. А просьбу директора Билярского музея-заповедника, где и был найден экспонат, об изготовлении в будущем копии фаянсовой чаши для своего музея, обещано принять к сведению, хотя, по мнению Владимира Матвеева, это очень дорогое удовольствие. Бизнес нельзя обязывать к спонсорству, считает он, нужно лишь всячески приветствовать его стремление к меценатству.
Мухтар Магомедгаджиев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: