В круглом столе приняли участие начальник Управления архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев, архитекторы и застройщики Казани. Дискуссия о градостроительстве получилась жаркой. Архитекторы утверждали, что в зданиях главное красота и обвиняли застройщиков в том, что для них важнее сэкономить на этом.
«Скоро начнется корректировка генплана города, многие проектировщики начинают работу с анкетирования. То есть рассматривают не только территориальные и экономические ресурсы, но и предпочтения населения. Говорить о том, какая застройка хорошая, а какая плохая — не правильно. Вопрос только в том, какие процентные соотношения будут изложены в генплане», — считает главный архитектор проектов Центра разработки Генерального плана Казани Сергей Саначин. По его словам, после последних выявленных в ходе анкетирования в Союзе архитекторов РТ проблем, они не изменились до сих пор. Однако тут возразил Виктор Токарев, заслуженный архитектор Республики Татарстан, гендиректор ЗАО «Ас-Ком», руководитель персональной мастерской ТМТ. По его словам, вопрос архитектуры никогда не решался через анкетирование населения. Например, в царское время строились типовые проекты, вплоть до складских зданий, которые сейчас в Казани почти все являются памятниками архитектуры. Мнением населения не руководствовались и в самый демократичный период градостроительства при Сталине. Он просто поддержал ряд предложений одного направления. Во время Хрущева также велась государственная целевая политика без опросов и расчетов. В то время необходимо было построить массовое жилье, чтобы дать каждому жителю квартиру хотя бы на 15−20 кв. метров.
Виктор Токарев:
— Не надо строить иллюзий по поводу гениального архитектора, который придумает концепцию строительства и по ней все застроят. Власти принимают ту идею, которая политически и экономически выгодна.
С населением Виктор Токарев тоже не стал бы советоваться, приведя в пример Германию, где в 20-е годы прошлого века гениальные архитекторы построили квартал из домов будущего, но они не понравились жителям, и на референдуме было решено снести здания. Только после 30 лет горожане оценили гениальность архитекторов по оставшимся двум домам.
Гульсинэ Токарева, заслуженный архитектор России и Республики Татарстан, кандидат архитектуры, доцент, член Союза архитекторов РФ и РТ:
— Ни один генплан не решает нашу градостроительную проблему, хотя каждый раз говорят о том, что нет дисциплины, и он не выполняется. Нужна совершенно другая модель, и она есть, но, к сожалению, профессиональное градостроительное сообщество к ее принятию не готово. В то время как энергия городской жизни уже изменилась, и нет смысла творить такие генпланы, которые стареют, не успев утвердиться.
Не все исторические памятники архитектуры одинаково ценны для Казани
Затронув вопрос исторических памятников архитектуры, Гульсинэ Токарева привела пример Токио, где японцы перестраивают фасады зданий каждые 20−30 лет, сохраняя только эксклюзивные дома, которые им дороги. «Что говорит об интенсивной смене облика города, но разве от этого они стали менее нравственными. В Японии произошло землетрясение и не зафиксировано ни одного случая мародерства. У них потрясающая взаимопомощь», — замечает архитектор.
Гульсинэ Токарева:
— Почему Токио может, а мы нет? Потому что другая идеология градостроительства. Конечно, важно сохранять памятники, потому что это история города, позволяющая сохранять преемственность Казани. Например, без Кремля это будет уже не наш город. Но почему мы не рассматриваем в качестве памятников огромные территории с исторической планировкой, а только отдельные здания. И какой период развития объекта надо взять за основу сохранения, если он построен в 17 веке, а перестроен в 19 веке. Какой период восстанавливать — сложный вопрос.
Сейчас мы все ринулись в охрану памятников, но они ведь не все равноценны, и выбирали их конкретные люди. Однозначно смотреть на этот вопрос нельзя, его надо системно рассматривать. В развитие города должны разбираться профессионалы, просто опросами населения проблемы не решить.
Николай Васильев высказал свое мнение и о приостановлении строительства в центре Казани. По его словам, если сегодня облить гипсом все памятники, то жизнь из центра уйдет. «Так или иначе, мы говорим о сохранении среды центра, в которую приятно приходить горожанам. Преемственность должна сохраняться, но нельзя запретить появляться там новым объектам. Если бы у нас ничего нельзя было реконструировать, не появилась бы Казанская ратуша, Гостиный двор стоял бы двухэтажным сараем», — отметил начальник Управления архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.
Он также обратил внимание на то, что можно найти подход к косному законодательству. Например, магазин «Цветы» на «Черном озере» появился в нарушении всех регламентов. Его владелец выступил с предложением к городу, его отправили в Москву, там проект долго тормозился, но потом Госдума приняла решение об открытии магазина при условии, что через 12 лет объект вернется обратно и владелец построит будку для полицейского. Будку построили, а магазин работает до сих пор.
Николай Васильев:
— В старом проекте охранных зон города говорилось, что нельзя строить ничего выше девяти метров, а в новом проголосовали за отсутствие строительства на «Черном озере». Но что мы сегодня видим в этом парке? Бетонное ложе ванной, в которое из пожарного гидранта наливается вода, и ничего больше. Хотя раньше в парке были павильоны, а если теперь там ничего нельзя строить, то мы не восстановим даже, то, что было. Город превратился в бублик с разрухой в центре.
Виктор Токарев считает, что здания должны быть разные, но я одинаковые в одном критерии — в красоте. В то время как сейчас в Казани 70% новостроек в центре имеют низкий уровень архитектуры. Они выглядят нелепо рядом с историческими зданиями. По словам, Виктора Токарева это происходит потому, что застройщик экономит на архитектуре. Строительство ТЦ «Кольцо» было градостроительной ошибкой, потому что не соблюдался генплан. «Сейчас мы делаем скоростную магистраль на Тихомирова, вложили туда много денег, но с какой стати я буду разгоняться по этой трассе протяженностью 1,5−2 км, чтобы потом упереться в ТЦ „Кольцо“?», — отмечает Виктор Токарев.
Чтобы исправить ситуацию с архитектурным стилем Казани в лучшую сторону, Виктор Токарев предложил создать рейтинг лучших и худших архитекторов. Тогда все будут знать, кто приложил руку к созданию того или иного здания.
Застройщики жалуются на отсутствие региональной нормативной базы
Застройщики на круглом столе в лице Дмитрия Пузырева, советника по архитектуре и градостроительству ООО «АК БАРС Девелопмент» пожаловались на отсутствие в Казани своей нормативной базы и предложили ее создать, чтобы можно было дифференцировать застройку в городе. Николай Васильев попросил уточнить, какого именно норматива не хватает для успешного строительства. «Сделайте норматив, увеличив плотность застройки в центре 900 человек на га», — ответил Пузырев. «То есть хотите, чтобы вам позволили превысить установленный сегодня норматив в 450 человек, этого не будет. Да, в Москве уплотняют застройку, но только на отдельных участках, там, где рядом. Сегодня никто не сформулировал, каких нормативов не хватает, а те, что есть, никто не даст нарушить», — заметил Николай Васильев.
Гульсинэ Токарева:
— На одном из совещаний президент РТ Рустам Минниханов сказал ключевые слова, что нужно, чтобы во главе процесса был архитектор. Президент понимает суть вопроса, потому что он умный человек, но в России нет системы, которая бы действительно поставила во главу дела архитектора, и нет архитекторов, которые бы смогли это потянуть. Строительство всего лишь средство, а не цель и архитекторы не могут быть воспитаны как менеджеры, пока в стране никто этого не поймет.
«И хотя президент приостановил строительство в центре Казани на неопределенный срок, чтобы разобраться, куда двигаться дальше, это вынужденная мера. Но разбираться в этом надо профессионалам», — добавил Николай Васильев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: