В конце прошлой неделе в СМИ было распространённо письмо, в котором коллектив оркестра выразил ряд претензий в адрес руководства БКЗ, отметив, что его директор Ленар Айкаев ведет кампанию по уничтожению оркестра и дискредитации его художественного руководителя. TatCenter.ru приводит текст письма полностью.
Текст письма
Министру культуры
Республики Татарстан
А. М. Сибагатуллину
От трудового коллектива
Государственнного симфонического
оркестра РТ
Уважаемый Айрат Миннемуллович!
Мы, артисты Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, вынуждены обратить Ваше внимание на беспрецедентную кампанию по уничтожению Государственного симфонического оркестра РТ и дискредитации художественного руководителя — главного дирижера оркестра А.В.Сладковского, развернутую директором ГБКЗ им. С.Сайдашева Л.С.Айкаевым. А именно:
Нас не пускают в зал на репетиции.
Во время концертов включается пожарная сигнализация.
Во время концертов не работает система вентиляции и кондиционирования.
Во время концертов отключается свет и электричество.
Во время репетиций администрация зала экономит на освещении.
В репетиционной зоне не работают туалеты.
В артистических уборных протекает крыша.
Артистов нашей группы контрабасов выгоняют из здания ГБКЗ, запрещая репетировать даже в коридорах.
Во время репетиции включают парогенератор, что приводит к постоянным нашим болезням и выходу из строя смычков всей струнной группы.
Не созданы должные условия для хранения дорогих инструментов.
В наше репетиционное время сцена отдается другим творческим коллективам.
Мы возмущены публичными оскорблениями в СМИ художественного руководителя и артистов первого оркестра республики. Мы считаем, что директор ГБКЗ как чиновник не имеет права выступать экспертом в оценке творческой работы музыкантов ГСО РТ и создавать негативный образ оркестра в профессиональной музыкальной среде.
За последний год в оркестре была проделана огромная работа. Мы почувствовали себя людьми и музыкантами, которые создают и творят большое искусство. Оркестр вышел из забвения. Сегодня на наших концертах аншлаги. За два концерта на открытом воздухе мы собрали 18 тысяч зрителей. Это в очередной раз доказывает: то, что мы делаем сегодня, нужно людям.
Мы настаиваем на прекращении травли в адрес нашего руководителя, а значит и в наш адрес, и требуем обеспечить нормальные условия для нашей работы и творческого роста.
Просим Вас принять кардинальные кадровые решения в отношении администрации ГБКЗ им. С.Сайдашева.
Подписи членов трудового коллектива в количестве 109 человек прилагаются.
Александр Сладковский: «В Казани необходимо создать среду цивилизованных взаимоотношений»
Выясняя детали спора, TatCenter.ru поговорил с обеими сторонами конфликта. По словам дирижера оркестра Александра Сладковского, отношения между БКЗ и государственным симфоническим оркестром Татарстана строятся на договоре о сотрудничестве, однако, после того, как в мае 2011 года истек срок действия предыдущего договора, заключить новый оказалось достаточно сложно.
«Айкаев всегда находил причину не подписывать документ. В итоге все затянулось до дня открытия сезона. В пятницу, вместо того, чтобы готовиться к концерту, я занимался решением этого вопроса, поскольку хотел прописать в нем все до начала сезона. С утра нас пригласил к себе министр, который дал распоряжение подписать договор о сотрудничестве до 18 часов 23 сентября. Таким образом, проблема была решена, но сколько времени и сил нам это стоило! Ни в одном оркестре нет такого отношения к дирижеру» — рассказал Сладковский в телефонной беседе с корреспондентом TatCenter.ru.
Помимо ряда частных вопросов по работе зала, «яблоком раздора» между БКЗ и ГСО РТ стали нелицеприятные комментарии директора БКЗ, в которых он дал оценку деятельности оркестра по отдельным музыкальным проектам, чего, по словам Сладковского, Айкаев, будучи директором БКЗ, не должен был делать.
Александр Сладковский:
— Он подверг сомнению профессионализм нашей работы, выразил сомнение в правильности расходования средств оркестра. Как руководитель прокатной площадки, он должен создавать условия для работы музыкантов, а не заниматься подстрекательством. За те пять месяцев, что я руковожу оркестром, мы выполнили план пятилетки. Лично я за все время работы в Казани не позволил себе ни одной критической оценки относительно работы моих коллег. Я расцениваю эти комментарии как дискредитацию моей работы и работы оркестра.
По словам Сладковского, сегодня в Казани необходимо создать среду цивилизованных взаимоотношений. «Как только в городе появляется новый коллектив, это сразу вызывает раздражение и отрицательную реакцию в музыкальном сообществе. Нет понимания того, что существуют разные творческие направления и подходы к делу. Своими действиями мы создали на музыкальном рынке Татарстана конкурентную среду».
В заключении Сладковский отметил, что деятелям культуры в Казани следует научиться толерантности и «признать, что кроме их заслуг, существуют заслуги других людей и коллективов».
Ленар Айкаев: «Письмо министру — попытка избавиться от человека, который имеет собственный взгляд на музыкальные события»
Портал TatCenter.ru дозвонился и до второй стороны «музыкального» конфликта. По словам директора БКЗ им. С.Сайдашева Ленара Айкаева ситуация не столь однозначна, как ее описывает Сладковский. «Давайте по порядку, — начал беседу Айкаев. — Начнем с того, что БКЗ — главная академическая площадка Татарстана, на которой сосредоточены интересы лучших музыкальных коллективов Татарстана, и моя задача, как руководителя, соблюсти интересы всего музыкального сообщества на данной площадке.
Теперь про оркестр. Благодаря его традициям и потенциалу, успехи оркестра проявлялись как только с ним начинал работать хороший дирижер. С осени 2009 года я начал вести переговоры о приезде Сладковского в Казань с тем, чтобы возглавить оркестр. Его профессиональные качества неоспоримы. В итоге мною был подписан приказ о его назначении на эту должность и именно я подвел его впервые к Президенту республики. Через некоторое время у нас начались разногласия относительно путей развития оркестра и по некоторым экономическим вопросам. До прошлого года оркестр находился в составе БКЗ. Однако затем Александр Витальевич провел работу по отделению".
По словам Айкаева, на сегодняшний день оркестр репетирует в БКЗ на безвозмездной основе. Исключение составляют лишь платные концерты, за которые оркестр платит БКЗ по 5 тыс. рублей. Подписанный 23 сентября договор о сотрудничестве, по словам Айкаева, поставил Большой концертный зал в крайне затруднительную ситуацию, когда БКЗ несет ответственность перед оркестром по ряду обязательств, не получая ничего взамен.
Ленар Айкаев:
— Подписать данный документ меня вынудили, обещая сорвать концерт, открывающий сезон. В итоге я, как человек, дорожащий зрителем, подписал его. Теперь, согласно этому документу, на нас огромное количество обязательств. Кроме того, БКЗ остался без возможности использования рояля. Он находится в собственности Государственного симфонического оркестра РТ.
На пунктах письма, адресованного министру культуры коллективом оркестра, Айкаев пожелал остановиться подробно.
Ленар Айкаев:
— «Нас не пускают в зал на репетиции» — это первая претензия письма. Могу сказать, что этого просто не может быть. Музыкантов пускают как в зал, так и в другие помещения БКЗ.
«Во время концертов включается пожарная сигнализация». Такая ситуация, действительно, была. Но лишь однажды и во время антракта, когда Сладковский накурил у себя в гримерке, в результате чего и сработала сигнализация.
«Во время концертов не работает система вентиляции и кондиционирования». Могу сказать лишь одно — вентиляция в зале не выключается никогда. Она работает ежедневно с 7 до 22 часов.
«Во время концертов отключается свет и электричество». Могу подтвердить, что в один из концертов музыканты оркестра включили клавишный инструмент в непредназначенную для этого розетку, в результате чего и произошел сбой. Но хочу отметить, что зал во мрак не погружался, а неисправность была моментально устранена.
«Во время репетиций администрация зала эко
номит на освещении». Над сценой всегда горит шесть люстр. Другим коллективам этого освещения всегда хватало.
«В репетиционной зоне не работают туалеты». В репетиционной зоне находятся три туалета. В двух из них в течение недели проводился ремонт. Пока там шли работы они, естественно, были закрыты.
«В артистических уборных протекает крыша». В паре мест крыша БКЗ действительно подтекает. Этим летом мы провели ремонтные работы. Отмечу, что это было сделано на собственные средства зала.
«Артистов нашей группы контрабасов выгоняют из здания ГБКЗ, запрещая репетировать даже в коридорах». Обычно музыкантов никто не выгоняет, но если на сцене репетирует другой коллектив, то естественно, что музыка в коридоре им мешает.
«Во время репетиции включают парогенератор, что приводит к постоянным нашим болезням и выходу из строя смычков всей струнной группы». Работа парогенератора — необходимость для сохранения органа, который является одним из лучших в России. Его работа предусмотрена для поддержания влажности в 60%. Но мы ее доводим до уровня 45−50%. По санитарным нормам это не вредит ни артистам, ни зрителям.
«Не созданы должные условия для хранения дорогих инструментов». Думаю, что условия должен создавать оркестр, которому принадлежат инструменты.
«В наше репетиционное время сцена отдается другим творческим коллективам». В середине августа возникла небольшая накладка по времени, когда возникла необходимость в записи презентационного ролика Универсиады оркестром «Ла Примавера». Однако возможность репетиции у оркестра была — мы предоставили им репититорий.
«Мы возмущены публичными оскорблениями в СМИ художественного руководителя и артистов первого оркестра республики. Мы считаем, что директор ГБКЗ как чиновник не имеет права выступать экспертом в оценке творческой работы музыкантов ГСО РТ и создавать негативный образ оркестра в профессиональной музыкальной среде». Думаю, что здесь речь идет о моем комментарии одному изданию относительно постановки оперы «Алтынчеч» в Казанском Кремле. Могу заметить, что это было мое мнение, и в первую очередь не как чиновника и директора БКЗ, а как музыканта, имеющего значительный опыт.
В своем письме коллектив оркестра просит министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина принять кардинальные кадровые решения в отношении администрации ГБКЗ им. С.Сайдашева. Айкаев расценивает этот шаг как попытку избавиться от человека, который имеет свой взгляд на музыкальные события. «Я — человек лояльный и всегда пытаюсь найти компромиссы — отвечает Айкаев на вопрос о возможном примирении сторон. — Но, Александру Витальевичу, похоже, это не нужно. Ему нужна эта конфликтная ситуация».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: