Новости
05 Сентября 2011, 09:44

Яков Геллер: «Мы опять возвращаемся к неконтролируемым тратам и золотым кроватям»

Минэкономразвития представило на суд общественности проект закона «О федеральной контрактной системе». Новый закон должен прийти на смену существующему ФЗ-94. В соответствии с ним будет создан институт общественного совета, в который войдут представители ведомства, уполномоченного по госзаказу, контрольных и правоохранительных органов, а также представители общественных объединений и отраслевых организаций. О том, что сулит принятие закона о ФКС, а также о том, действительно ли новый закон позволит бороться с откатами, рассказал генеральный директор ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Яков Геллер.


геллер — МЭР представило проект закона «Федеральной контрактной системы». Если закон успешно пройдет через Госдуму, что ждет существующую систему госзаказа?

— Яков Геллер: Разработчики концепции закона преследуют вполне конкретные интересы. Первый интерес — это отменить ФЗ-94, что означает отменить созданную за последние шесть лет систему прозрачности и равнодоступности торгов. Прозрачность обеспечивается за счет создания единого информационного ресурса закупок и ресурса пяти электронных площадок, где гражданское общество может контролировать весь процесс. Равнодоступность обеспечивается за счет отсутствия барьеров для вхождения в рынок абсолютно любой фирмы. ФЗ-94 уравнял шансы компаний: абсолютно любой может создавать конкурентную среду в своем бизнесе. Эти два постулата полностью перечеркиваются тем, что огласило МЭР.

За счет этого мы возвращаемся к 305-му указу президента Бориса Ельцина, который, собственно, и развратил страну. Вся коррупция в госзакупках усилилась, когда в 1997 году был введен 305-й указ, регулирующий госзакупки. Он дал право заказчику определять, у кого и по каким правилам он будет покупать. То есть то, что МЭР называет ФКС, — это не что иное, как скалькированный 305-й указ президента. Мы там уже были. Даже ФЗ-94 за шесть лет своего существования не смог все поправить, что было создано 305-м указом.

— Чем не угодил ФЗ-94 Минэкономразвитию?

—  ФЗ-94 вызвал абсолютный антагонизм со стороны тех людей, которые привыкли самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами.

Заказчик ни в коем случае не должен договариваться с поставщиком об условиях поставки. Система ФКС, которая декларируется, разрешает, и даже более того, обязывает менять условия по ходу исполнения контракта. Если буквально читать то, что предлагает МЭР, то можно в любой момент после проведения аукциона изменить условия торгов. Например, можно заказать стол за 100 рублей, а после подписания контракта можно поменять заказ на кресло за 1 млн рублей. А ФЗ-94 гласит о том, что цена заключенного контракта твердая и изменению не подлежит.

Победитель торгов, который получил контракт, уверен в обязанностях заказчика принять выполненную работу и своевременно ее оплатить. В соответствии с ФКС, у заказчика реанимируется право по собственному желанию в одностороннем порядке безапелляционно расторгнуть контракт.

Кроме того, ФЗ-94 ввел строгую контрольную функцию ФАС. ФКС размывает эту функцию и не указывает контрольный орган вообще. Они говорят, что никто не должен контролировать.

— Но этот пункт на стадии обсуждения… Разработчики утверждают, что Счетная палата будет контролировать.

— Счетная палата там напрямую не прописана. А мы обсуждаем проект закона, а не размышления. — В начале интервью вы говорили об интересах, которые стоят за концепцией ФКС. Вы не можете подробнее рассказать о них?

— Во-первых, они хотят создать такую систему, при которой никто не смог бы узнать цену, по которой делается закупка. Во-вторых, чтобы электронные аукционы, обеспечивающие равнодоступность, были заменены на мнение заказчика, кого допустить. В-третьих, чтобы отнять контрольные функции у ФАС и отдать кому-нибудь другому.

—  В США же тоже закупки осуществляются на контрактной основе?

—  Контрактная система в США основывается на трех контрактных офицерах, которые являются государственными представителями, именно они и выступают государственным заказчиком. Есть три лица: тот, кто размещает, тот, кто контролирует ход исполнения контракта, и тот, кто разрывает контракты, если кто-то недобросовестно их исполняет. ФЗ-94 ввел таких офицеров под названием «уполномоченные органы» с постепенной передачей этим лицам функций по размещению заказов.

Система ФКС опять реанимирует право каждой кухарки размещать от имени Российской Федерации заказы. И тут мы опять возвращаемся к неконтролируемым тратам и золотым кроватям.

Кроме того, те лица, которые создавали проект ФКС, были заинтересованы в том, чтобы возродить обязательность обучения. У них есть такие интересы, они возглавляют обучающие центры и получают за это деньги. ФЗ-94 не требовал обязательного обучения госзаказчиков, понимая, что размещение заказов сосредоточено в руках уполномоченных профессиональных органов.

Обязательное профессиональное обучение предполагает обязательные траты на это обучение, это обязательные многомиллионные статьи в бюджете. Но никакие лекции не заменяют практическую работу и работу над ошибками.

То, что предлагает МЭР, — это переписка бюджетного, гражданского кодексов. Главная цель — отменить ФЗ-94, отменить результаты отбора площадок и ввести плату за обучение. Так и надо провозгласить это, назвать не ФКС, а системой платы за обучение или системой отмены результатов отбора площадок.

— Проект закона предполагает создание системы общественного контроля за исполнением закупок. Что вы можете на это сказать?

—  Нельзя профессиональную работу по размещению заказу, прозрачность, анонимность в ходе торгов и равнодоступность подменять контролем незарегистрированной общественной организацией, которая непонятно когда будет создана.

У нас есть орган государственной власти, который осуществляет контроль, и его нельзя менять на непонятную общественную организацию с непонятным источником доходов! Предполагается, что она будет вести контроль триллионных расходов! Какая общественная организация?!

— Если будет действовать ФКС, то что же будет с электронными площадками?

— Это тоже один из интересов. Хотели отменить результаты отбора площадок. Мы долго доказывали, что не у каждого завклубом может быть своя площадка, с которой он мог бы договориться. Поэтому было принято решение, что площадок должно быть ограниченное количество, иначе мы возвращаемся к площадкам-однодневкам, которые созданы для проведения единичных торгов. Потом она растворяется, и никто не знает, что происходит.

Мы вернемся опять туда, где электронный аукцион необязателен, его можно будет провести на любой домашней, карманной, аффилированной площадке.

Нет другого механизма, кроме равнодоступного, анонимного, электронного аукциона, чтобы обеспечить добросовестную конкуренцию и побороть откаты.

Газета «Взгляд»

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

  1. Подтверждение стабильности валютного рынка

Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

  1. Сигнал о нормализации режима капитального контроля

Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

Для бизнеса и производств

  1. Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий

Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

  1. Снижение давления на внутренний валютный рынок

Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

  1. Уменьшение давления на «чистые продажи»

Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

  1. Улучшение условий для реинвестирования прибыли

Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

  1. Снижение рисков для «дружественных» партнеров

Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: