«Относительная стабильность» — под таким девизом должен пройти грядущий год для российской экономики, считают эксперты. В числе позитивных для страны факторов они выделают растущие на фоне сокращения добычи котировки нефти, к негативным — относят высокие процентные ставки, сдерживающие рост экономики.
Минэкономики улучшило прогноз роста промпроизводства в 2016 году с 0,4\% до 1\%, а Банк России в предновогоднем обзоре денежно-кредитной политики обсуждал перспективы более быстрого восстановления экономики при среднегодовой цене нефти в $ 55 за баррель без угрозы инфляции. Ведомства признают, что восстановительный рост 2017 года не позже 2019-го упрется в «потолок» структурных ограничений [см. Росту прописали реформы].
«Ожидаемое увеличение стоимости барреля нефти обуславливается двумя главными причинами. Во-первых, значительное влияние на рынок окажет решение ОПЕК о сокращении добычи, которое будет соблюдаться не только членами организации, но и странами, не входящими в нее.
Во-вторых, высока вероятность, что в наступившем году, наконец, наметится рост спроса на «черное золото». В совокупности эти факторы обеспечат цены на нефть в диапазоне 55−65 долл. за баррель", — считает доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г.В.Плеханова Лазарь Бадалов.
По его словам, дальнейший рост стоимости будут ограничивать американские добывающие компании: логично предположить, что соразмерно росту цен они увеличат и разработку сланцевых месторождений.
При этом эксперты признают: высокие процентные ставки — один из главных факторов, сдерживающих экономический рост в РФ. Уровень ставки на фоне таргетирования инфляции поддерживает ЦБ РФ.
«Бесспорно, я вижу много достоинств того, что делает Центробанк, и его позицию по снижению инфляции и обеспечению финансовой стабильности вполне понимаю. Однако не критиковать ЦБ за нерешительное снижение ключевой ставки в последние месяцы, не могу. На мой взгляд, мы должны понимать последствия для экономического роста медленного снижения ключевой ставки. Последствия — не приводящие к стимулированию роста», — говорит председатель Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, добавляя, что основа экономики — бизнес, а основной преградой для развития компаний МСБ сегодня является высокая стоимость кредитов.
По мнению Бадалова, ключевая ставка будет снижаться, но к концу 2017 года ниже 8\%, скорее всего, не опустится.
«Как и ранее, в 2017 году на первом месте для ЦБ останется таргетирование инфляции. А вот ставки на денежном рынке будут снижаться более стремительно, и особенно ярко это почувствуют держатели банковских депозитов. Ввиду прекращения в 2017 году действия господдержки, по ипотечным кредитам, напротив, может наметиться рост ставок. Явление окажется краткосрочным, и уже с середины года они вернутся на уровень, существовавший при субсидировании.
Тем не менее, процентные ставки в России все равно будут выше, чем в США и Европе, следовательно, российский рынок будет привлекать зарубежных инвесторов. Этому же будет способствовать снижение геополитических рисков", — уверен Бадалов.
Совокупность всех благоприятных факторов, полагает он, положительным образом скажется и на курсе российского рубля. «Он может укрепиться до 50−55 рублей за доллар США», — говорит Бадалов.
Эксперты отмечают также, что продолжающаяся экономическая рецессия ведет к предсказуемо слабому восстановлению розничного кредитования и менее благоприятным в сравнении с ожиданиями цифрам по корпоративному кредитованию. Рост депозитов в новом году может также ослабнуть.
«При сценарии истощения средств Резервного фонда, минфин будет вынужден изъять 2 трлн руб. депозитов, обычно хранящихся на счетах российских банков. Ухудшение ситуации с фондированием может усложнить для ЦБ задачу понижения ставки и, следовательно, негативно повлияет на перспективы роста», — полагает главный экономист Альфа Банка Наталия Орлова.
Управляющий операционным офисом «Казанский» «Альфа-Банка» Владислав Абрамов, рассуждая об экономических перспективах страны, вспоминает, что руководство поставило задачей не допустить повторения сценария 90-х и возврата к гиперинфляции.
«Подводя итоги прошлого года, можно сказать, что действия ЦБ по таргетированию инфляции были последовательны. Россия снизила зависимость бюджета от стоимости нефти и перешла к плавающему валютному курсу, регулируя его. И с точки зрения сдерживания бюджетных рисков это оправданно.
Но остается открытым вопрос о стратегии дальнейшего экономического развития страны, об источниках пополнения бюджета и условиях исполнения социальных обязательств при нынешних низких темпах роста", — говорит он.
Тенденции мировых экономик замыкаться на решении внутренних проблем, снижение объемов импорта и экспорта, потребительских аппетитов и возможностей приводят к сокращению финансовых потоков между государствами, говорит Абрамов. По его мнению, экономике России необходимо найти точки роста, адаптироваться к изменившимся условиям.
«Но пока, как мы видим, все действия направлены только на сохранение равновесия, а не на развитие», — констатирует он, отмечая, что кризис, начавшийся в 2014 году, страна переживает несколько мягче, чем в 2008—2010 годах, но при этом и восстановление экономики происходит значительно медленнее.
Ксения Долгова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: