Как пишут «Известия», вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился создать межведомственную рабочую группу, которая подготовит сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС). В рамках организации ИТС обсуждается оснащение эксплуатируемых в РФ автомобилей бортовыми устройствами, контролирующими состояние всех систем автомобиля.
«Черный ящик» — это грубое обобщение того, что планируется сделать. Он будет служить не для того, что бы расследовать причины (хотя в том числе) ДТП, как в самолетах. Вероятно, речь идет о создание единой системы сбора и передачи данных между автомобилями, элементами дорожной инфраструктуры и серверами заинтересованных служб. Это не только данные о местоположении автомобиля (а 100\%-видимость всех автомобилей решит проблемы безопасности) и состоянии автомобиля, но в целом обо всем дорожном движении.
В настоящий момент главная проблема перед созданием интеллектуальных транспортных систем — отсутствие единого набора идентификаторов, цифровых паспортов автомобиля, благодаря которым каждый из них может стать частью всей системы. Это будет мешать, например, пуску беспилотных автомобилей на трассы и автоматизации дорожного движения в целом.
Сейчас ИТС строятся в Москве, Петербурге и Казани. Это не просто система, а мега система — в нее могут войти и системы видеонаблюдения с распознаванием машин, и «Платон» с ГЛОНАСС, и умный общественный транспорт, и автоматизированные системы парковок, и прочие системы управления трафиков и в городе, и на трассе.
Чем, например, можно снабдить автомобиль?
Тахографы. Устройства регистрируют режим движения. Сейчас ими активно снабжаются, например, школьные автобусы, чтобы следить за состоянием водителя — сколько часов он находится за рулем.
Также сейчас приобретают моду специальные гаджеты, которые представляют из себя акселератор, гироскоп и GPS-сенсор. Эти гаджеты фиксируют разгоны, торможения, резкость поворотов. Такие данные могут помочь определить стиль вождения, что может пригодиться при оформлении страховки, особенно для молодых водителей.
Весы. Они могут определять нагрузку на ось грузовых автомобилей, что решает вопрос взвешивания перевозимых грузов.
Бортовые компьютеры с мониторингом всех систем авто. Они могут сообщать о неполадках узлов машины, что пригодится для автосервиса.
RFID-технология. Это радио-метка в госномерах авто. Сейчас можно просто прикрыть номер тряпкой, и тогда инспекторы и автоматические средства не смогут зафиксировать номер. Если же заменить алюминиевые номера на изделия из композитных материалов и поставить радиометку, то камеры смогут распознавать номер на расстоянии 30 метров. Причем устанавливать их можно не только на номер, но и прямо на лобовое стекло.
Большинство их этих устройств, так или иначе, уже применяются. Идея, которую одобрило правительство, вероятно, заключает в себе не только объединение и передачу данных от вышеобозначенных устройств, но и расширение уже имеющихся технологий для более удобного движения и добавление более экзотических форматов взаимодействия автомобилей с другими авто и средой в целом.
«Мы научились взимать оплату за превышение скорости, но мы не можем применить эту же технологию для того, чтобы пропускать таксистов и выпускать их из аэропорта, — говорил вице-председатель международного союза электросвязи Сергей Жданов на прошедшей в Казани научно-практической конференции Росавтодора. — Нам нужны такие вещи, как пространственные данные, чтобы строить новые дороги. Цель — дороги без светофоров, без знаков, без потери безопасности и устойчивости системы. Экономика подключенных автомобилей в этом году — 40 млрд евро. Через пару лет будет 120 млрд евро. Этот сегмент стремительно растет, набирает обороты, но делает это не за счет предыдущего типа мышления, предыдущего типа ИТС».
Говоря о новом поколении ИТС, Жданов отмечает, что монетизировать нужно не только проезд по дороге, но и сведения о состоянии дорог, о состоянии агрегатов. В качестве примера он приводит КАМАЗ: завод ставит на свои машины специальные следящие устройства, которые можно прочитать на гарантийном сервисе и определить, были ли гарантийные случаи при поломке машины или нет. В будущем такие устройства будут сообщать и водителю, и собственнику машины, например, данные о перегрузе.
Или еще одно применение — взаимодействие беспилотных автомобилей друг с другом для сохранения интервалов и, например, одновременного старта на светофорах, что во многом решит проблему пробок.
Создание «черных ящиков» для автомобилей — не новая идея. Те же комплексы ЭРА-ГЛОНАСС можно назвать «черными ящиками», вернее, тремя разными «черными ящиками», потому что для ее функционирования нужно три разных устройства. Поэтому сейчас, говоря об ИТС, первым встает вопрос создание одной среды, в которой могли бы работать все существующие и новые системы, при этом идентифицируя машины в одном формате (у того же ЭРА-ГЛОНАСС есть европейский аналог eCall).
Как пишут Известия, обсуждается идея и прорабатывается порядок ее реализации, речи про финансирование не идет. Между тем, идею не одобрили в Госдуме: лидер партии «Автомобильная Россия», депутат Вячеслав Лысаков назвал инициативу неконституционной из-за тотального контроля над каждым автовладельцем. новшество, по его словам, затрагивает права и свободы граждан — основу российского общества. В разговоре с НСН он отметил, что введение «черных ящиков» — это лобби страховых компаний, а установка подобных устройств увеличит стоимость автомобилей.
Аналогичной точки зрения придерживается и первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Алексей Русских. «Мое мнение, если эта идея останется в таком виде, как представлена сейчас, то это нарушает права и свободы граждан и однозначно увеличивает стоимость автомобиля», — заявил он РИА Новости.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: