Директор ТРЦ «Южный» Лилия Ибатуллина на встрече с депутатами Казгордумы прямо заявила — ритейл сейчас «трясет». От своих арендаторов она получает письма, в которых те признаются, что «это конец».
«Мы наблюдаем, как сделка, которая уже подписана, не реализуется, потому что предприниматель понимает, что бизнес его нерентабелен. Отказывается от входа в наш торговый центр.
Например, Adidas в следующем году решил в два раза сократить свои объемы открытия. Магазин INCITY вместо планируемых 150 открыл 50 бутиков. Финская сеть Stockman приняла решение о закрытии всех магазинов Seppala", — говорит Лилия Ибатуллина.
В таких условиях собственнику тоже не просто сформировать пул арендаторов, организовать синергию торговых предприятий и не «уронить» экономику проекта, уверяет она.
Маржа торговцев снижается. В 2014 году в каждом сезоне они теряли, в среднем, 14,3\% в евро, 13,7\% — в долларах. Потери в зимний сезон Ибатуллина прогнозирует в 23\% и 35\% в евро и долларах соответственно. Совокупный убыток за 2014 год, в среднем, составит 41\% в евро и 43\% в долларах, говорит она со ссылкой на отдел исследований компании.
По ее мнению, ритейлеры будут компенсировать маржу за счет увеличения продаж будущих периодов, что приведет к повсеместному росту цен.
«Они уже сейчас выходят с требованиями изменить арендные условия, требуя зафиксировать валютный коридор обменного курса, арендные ставки в рублях, просят привязать арендную плату к проценту от товарооборота. Конечно же, ритейлер будет пересматривать портфель своих брендов», — предупреждает Лилия Ибатуллина.
В таких условиях возникает вопрос рентабельности ритейла, торговых операторов и девелоперов.
По словам директора «Южного», спрос на товары длительного пользования, возникший сразу после снижения курса рубля, упадет. В 2015 году казанцы снизят активность по покупке товаров — потому что компаниям придется повысить цены на свою продукцию в соответствии с актуальным курсом.
В условиях дальнейшего ослабления курса рубля увеличится стоимость аренды в рублях, стоимость закупаемых товаров, обороты снизятся.
«Я наблюдаю, что происходит рост доли аренды в товарообороте иногда до критических показателей. Если брать ноябрь, у некоторых доходит до 50\%», — рассказывает Лилия Ибатуллина.
Она уверяет, что город, как и всю страну, ждут снижение посещаемости торговых центров, снижение среднего чека, снижение оборота ритейлеров, ограничение заемного финансирования, рост конкуренции в связи с появлением новых качественных торговых центров. Будет снижаться и интерес со стороны ритейлеров, которые станут закрывать магазины, а собственник будет вынужден снижать арендную плату, предоставлять скидки и фиксировать курс. Девелоперы уже сейчас вынуждены пересматривать условия аренды.
Рестораны и кафе Казани в 2015 году сократятся на 30\%, не считая те, которые уже закрылись в этом году, говорит генеральный директор компании «OFS», ресторатор Михаил Клопоух. Только за декабрь, на фоне колебаний рубля, в ресторанах произошло падение выручки на 15\%-30\%. В некоторых случаях падение составило и 50\%.
Рестораны балансируют на грани банкротства, ситуация очень тревожна, пройдут ее не все, предупреждает предприниматель.
Выступивший на заседании Казгордумы заместитель руководителя исполкома Иван Кузнецов, со ссылкой на данные AVITO сообщил, что за декабрь на продажу были выставлены 140 казанских заведений общепита. Это «очистка рынка» резюмировал Михаил Клопоух — со времени последнего кризиса в 2008 году произошло удвоение числа ресторанов в городе, что создало очень высокую конкуренцию.
По словам Ивана Кузнецова, на данный момент в Казани функционируют более 1700 заведений общепита. В сфере торговли Казани заняты 17\% работающего населения города. На сегодняшний момент 16\% ВТП столицы Татарстана обеспечиваются объектами торговли.
На территории города ежегодно реализуется товаров в среднем на 30 млрд рублей, а житель Казани за год совершает покупки более, чем на 350 тыс. рублей.
В Казани функционируют порядка 146 торговых центров, 47 из которых являются крупными, а пять торговых центров входят в ТОП-100 по России. Функционируют около 50 торговых рядов и рынков. По обеспеченности качественными торговыми центрами Казань входит в десятку лучших городов России.
В 2015 году власти ожидают увеличения числа торговых площадей за счет появления второго торгового комплекса «Леруа Мерлен», а также выхода в Казань магазинов «ОКЕЙ».
Власти признают тяжую ситуацию на рынке, но винят в ней не только экономичексий кризис в стране — рестораны сами виноваты в том, что не могут конкурировать по качеству, считает Иван Кузнецов.
«Я сам хорошо знаю многие заведения города, по долгу службы, надпись „Ресторан“ и шикарный ремонт не всегда обеспечивают аналогичное наполнение внутри. Персонал зачастую не знает элементарных правил обслуживания, да и сами блюда далеки от идеала», — говорит чиновник.
Что касается торговли, в этом году городские власти провели некоторые реформы среди объектов мелкой розницы. Так, в Казани ввели упрощенный порядок размещения объектов летней торговли, начали работу по приведению к стандарту мелких торговых объектов в метро и в подземных переходах, а также решили разработать новую схему расположения объектов мелкорозничной торговли — киосков и павильонов.
Предпринимателей предупредили заранее — по новой схеме мест будет меньше, а это значит, кому-то придется закрыть свой бизнес из-за того, что его киоск не соответствует «европейскому уровню Казани». На заседании Казгордумы также было объявлено, что по новой схеме предумотрено 853 мест для торговли — в прежней их было 1077.
Однако в сложных условиях эксперты от бизнеса называют и тех, кто окажется в более выгодных условиях. Лилия Ибатуллина называет в числе их сети быстрого питания KFC и McDonald’s, у которых аренда «привязана» к рублям, и всегда к проценту от товарооборота. Это гипермаркеты и супермаркеты повседневной необходимости, ритейлеры, продающие продукцию местных производителей, розничные операторы низкого и среднего ценового сегмента.
«Мы предполагаем, что комфортно себя будут чувствовать и детские товары, потому что мы поняли, что российский гражданин не хочет, не может и не желает экономить на детях», — говорит она.
Можно сказать, что наступил рынок арендатора, а не собственника, и собственник стал более гибким, заключает директор «Южного».
Михаил Клопоух прогнозирует восстановление рынка в сроки от одного до двух лет. У властей он попросил поддержки — законодательной инициативы, разрешающей продавать алкоголь после десяти вечера только в ресторанах и кафе, не вводить в Казани муниципальный налог, появившийся в городах федерального значения, и организовать платную парковку в центре у заведений.
По его словам, после запрета на парковку в центре с 2013 года, рестораны зафиксировали падение выручки. Общепиту нужны крупные оптовые игроки, которые бы могли, прийдя в Казань, снизить издержки на закупки продуктов. Когда придут крупные оптовики, конкуренция позволит удержать цены и в ресторанах, уверяет он.
Мэр города Ильсур Метшин поообещал предпринимателям в кризис «прямой диалог».
«Нужны встречи с предпринимателями. Это должны быть если не ежедневные, то еженедельные консультации, особенно в нынешних условиях. Прямая связь должна быть.
Никто не говорит, что будет легко, но у нас есть возможность, особенно в сфере услуг. Поэтому мы должны «поймать волну» и сделать это в диалоге с нашим бизнесом", — сказал мэр.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: