В четверг, 25 декабря, на традиционной предновогодней встрече с представителями федеральных и республиканских СМИ председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин прокомментировал решение депутатов Госдумы РФ сохранить статус «президент» в наименовании высшего должностного лица Татарстана.
Развернувшуюся в Госдуме дискуссию вокруг доклада одного из авторов инициативы Владимира Плигина, о которой портал TatCenter.ru подробно рассказывал ранее, Фарид Мухаметшин назвал «нападками».
«По большому счету, есть понимание того, что в рамках Конституции РФ подписанный договор позволяет претендовать Республике Татарстан на самостоятельное определение названия главы, руководителя своего субъекта», — заявил спикер.
Мухаметшин подчеркнул, что инициатива поправки исходила не от депутатов Госсовета РТ, и честно признался, что рассчитывал на то, что закон будет принят сразу в окончательном чтении еще 23 декабря.
«Но по каким-то причинам окончательное принятие отложили на будущее заседание в следующем году. Нас это не очень беспокоит. Поскольку законопроект принят в первом чтении, никакой прокурор, никакое должностное ответственное лицо не имеет права предъявлять к нам претензии, что мы до 1 января 2015 года опоздали по срокам и не изменили свое законодательство. Думаю, закон будет принят. А дальше посмотрим».
При этом Фарид Мухаметшин полагает, что логичнее было бы сразу продлить возможность главе республики именоваться президентом до истечения договора о разграничении полномочий (август 2017 год, — ред.).
Б. Ельцин и М. Шаймиев подписывают первый договор о разграничении полномочий, 1994 г.
Однако поправок в законопроект ко второму чтению, которое ориентировочно пройдет в январе, председатель республиканского парламента принципиально вносить не будет.
«Я не стал вносить поправку. Были предложения, люди, которые говорили — давайте поправку сделаем до конца действия договора. Но вы поймите меня правильно, я давно в парламенте. Если бы мы внесли такую поправку, получилось бы, что мы косвенно согласились с законом, который действует в нарушение российской Конституции (ФЗ „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ — ред.). Это было бы косвенное признание. Мы оставляем себе возможность говорить о том, что этот закон принят с превышением полномочий Госдумы РФ, и у нас остается возможность вести дополнительные переговоры».
Фарид Мухаметшин подчеркнул, что позиция Татарстана в этом вопросе «неизменная».
«Мы пока не меняем своей позиции. Это (принятый
23.12.2014 г. в I чтении закон — ред.) дает нам возможность еще один год вести процедуру переговоров, разъяснения этой ситуации. Вы думаете, если на один год продлили, то подписав договор еще на 10 лет, мы не можем продлить это? Почему нет?»
Последовавшие вопросы журналистов заставили Фарида Мухаметшина несколько смягчить риторику и заявить, что более глубокое обсуждение вопроса о пролонгации пока преждевременно, так как договор еще действует. Однако то, что Татарстан хотел бы его пролонгировать, Мухаметшин дал понять однозначно:
«Я считаю, что договор новый должен быть, поскольку взаимоотношения с федеральным центром республики Татарстан все эти 20 лет базировались на Конституции Татарстана и Конституции РФ, принятыми за основу, и нормами этого договора, где мы первым пунктом признали федеральную Конституцию, а федеральный центр этим законом признал действующую Конституцию РТ. Думаю, время покажет».
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: