— ФАС России в течение пары недель планирует внести в правительство законопроект, запрещающий нефтяным компаниям, чьи сети АЗС занимают более пятидесяти процентов региональных рынков, строить новые заправки. Что это даст?
— В регионах, где доминирует одна нефтяная компания, цены на топливо на 2−5\% выше по сравнению с соседними регионами, где конкурирует значительное количество АЗС на розничном рынке. Поэтому применение норм нового законопроекта позволит не допускать возникновение или усиление доминирующего положения отдельных групп и игроков, а значит, защищать конкуренцию и в конечном счете потребителя.
— Как жили до этого без такой нормы?
— В отдельных случаях мы выносили подобного рода решения. Как правило, они оспариваются в судах, и на принятие окончательного решения уходят годы — до трех лет. В общем случае основой для принятия решения является анализ рынка на предмет наличия доминирующего положения. Результаты анализа не всегда могут интерпретироваться однозначно. Поэтому затягиваются судебные разбирательства. На тех рынках, где не развиты условия конкуренции и регулярно возникают проблемы с ценами, с нехваткой топлива, дискриминацией участников, требуется большая правовая определенность. Поэтому требования к структуре рынка должны задаваться жестче. В данном случае четко прописываются пороги, превышение которых приводит к ограничению конкуренции. Тем самым нормы закона начинают работать на предупреждение нарушения закона.
— Значит ли это, что теперь на рынке будет больше игроков?
— Безусловно. Во-первых, после того как закон начнет активно применяться в тех регионах, где сейчас доминирует одна компания, войдут другие нефтяные компании. Во-вторых, появится дополнительный потенциал для развития независимых АЗС. Если раньше вы видели заправки одного цвета, то в будущем у вас в глазах будет рябить от этих заправок. И самый приятный нюанс — от возникшей конкуренции цены на топливо снизятся.
— Хорошо, чтобы еще качество бензина при этом улучшилось.
— Качество, безусловно, важный вопрос. Ряд мер экономического характера уже принимается правительством. В частности, речь идет о том, чтобы устанавливать низкие акцизы на высококачественное топливо и более высокие акцизы на низкокачественное топливо. Тем самым государство стимулирует производителя выпускать высококачественный продукт.
Кроме того, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы на заправках специальным образом маркировали топливо и при этом в чеках был отмечено, какого класса проданы вам бензин или дизельное топливо. У вас, как у потребителя, будет возможность, в случае если вам продали бодяжное топливо, обратиться с жалобой в соответствующие надзорные органы. А те заправки, которые продают низкокачественное топливо, могут быть наказаны не только органами внутренних дел, но понести ответственность по фактам недобросовестной конкуренции, например, за введение в заблуждение в отношении потребительских свойств и качества топлива. Должны заработать соответствующие санкции, соразмерные нарушению, вплоть до оборотных штрафов.
— Законопроект об обороте нефтепродуктов также требует от крупных нефтяных компаний обособить в отдельные юрлица свои серии АЗС. В этом случае сети АЗС таких компаний должны будут покупать топливо на тех же условиях, как и независимые АЗС. Как будет контролировать ФАС эти условия?
— До недавнего времени существовала практика, когда нефтяные компании своим АЗС продавали топливо на тысячу, на три, а в условиях кризиса и до 5 тысяч рублей за тонну дешевле, чем независимым АЗС. То есть создавали неравные условия на рынке. В такой ситуации независимые АЗС вынуждены покупать топливо очень дорого, выставлять на своих заправках дорогие ценники. А АЗС нефтяных компаний подтягивались к этим ценам, но несли при этом расходы намного меньше, чем независимые.
Весь этот процесс влияет на потребителей, поскольку направлен на взгонку цены. Это влияет и на конкуренцию, поскольку создает неравные условия для конкуренции. После того как будет принято решение о том, чтобы независимые АЗС и АЗС, входящие в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), покупали топливо на равных условиях, выиграют все добросовестные поставщики, выиграет конкуренция. И главное — потребители!
В рамках данного законопроекта предполагается, что все компании будут регистрировать информацию по совершенным сделкам на бирже. Далее эта информация в обезличенном виде, обработанная по установленным правилам, будет публиковаться. Данная информация будет давать представление о фактической ситуации на рынке, реальных ценах продаж со всех НПЗ.
Публикация на биржевых площадках цен по внебиржевым сделкам наряду с публикацией цен по биржевым сделкам позволяет сделать рынок прозрачным. Сейчас требования о публикации являются обязательными для ряда крупных нефтяных компаний. Например, за июнь — июль «Газпромнефть» зарегистрировала на биржах около1100 своих крупных сделок.
Все компании должны соблюдать подобного рода требования и ограничения. Мы хотим, чтобы эта процедура была обязательной для всех игроков рынка нефтепродуктов. Тем самым мы будем иметь первичную базу для оценки реальной стоимости топлива, проданного с НПЗ. Это существенно повышает прозрачность, улучшает ситуацию на рынке.
Если для широкого круга участников эта информация становится доступной в сводном виде, в виде соответствующих индексов, то ФАС с соблюдением требований конфиденциальности оперативно может проверить и конкретные сделки либо их совокупность за определенный период. Сейчас же мы это делаем в рамках специальных запросов информации, при необходимости проводим проверки деятельности игроков нефтяного рынка. А рассмотрение такой информации в рамках дел о нарушениях антимонопольного законодательства требует многомесячной кропотливой работы.
— Может быть, выгоднее по зернышку клевать, быть мелкой компанией, чтобы к тебе было меньше внимания со стороны ФАС и меньше претензий?
— Конечно, это убирает претензии со стороны ФАС. Но обычно компании заинтересованы в увеличении своих размеров, поскольку получают дополнительные возможности экономить на масштабе производства. Рынок нефти и нефтепродуктов является транснациональным и конкурируют на нем крупные мировые компании. Если же, обладая рыночной властью или, другими словами, занимая доминирующее положение на рынке, компании этим положением злоупотребляют, то к ним применяются соответствующие санкции.
По итогам первой и второй волны нефтяные компании были оштрафованы на сумму около 15 млрд. рублей, эти суммы практически полностью перечислены в доход федерального бюджета. Сейчас мы заканчиваем дела по третьей волне дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, территориальными управлениями ФАС России возбуждены 72 дела в отношении нарушителей на региональных рынках. Ситуация находится под контролем.
— Сколько заработает ФАС для государства по результатам третьей волны?
— Антимонопольные органы принимают решение в рамках двухступенчатой процедуры. Вначале рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства. В феврале этого года было возбуждено три дела в отношении крупнейших ВИНК. На прошлой неделе мы завершили дело в отношении одной из этих компаний — это «Газпромнефть». Компания признала факт установления монопольно высоких цен на рынках дизельного топлива и авиакеросина в четвертом квартале 2010-го и начале 2011 года. Также компания признала факты применения в своей практике дискриминационных условий. Компания совершила действия по устранению нарушений и их последствий, поэтому было прекращено рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Вопрос о санкциях решается в рамках второй процедуры — рассмотрения дела об административном правонарушении. Сейчас вопрос возбуждения этого дела находится в стадии рассмотрения. В рамках данного дела будут учтены все обстоятельства правонарушения как отягчающие, так и смягчающие. В данном случае к отягчающим относится повторность правонарушения. К смягчающим относится тот факт, что компания первой признала факт нарушения антимонопольного законодательства, а также совершила совокупность действий, которые привели к улучшению ситуации на топливном рынке.
— Какие еще документы готовит ФАС России в этой области?
— Работаем над законопроектом о рыночном ценообразовании, он также в завершающей стадии подготовки. В ближайшее время внесем на рассмотрение ведомств уточненную редакцию предложений ФАС в части поправок в Налоговый кодекс. В этих поправках предлагается отказаться от разовых существенных повышений акцизов в 2012—2013 годах. В 2011 году акцизы выросли примерно на 2 тысячи рублей за тонну, это существенным образом повлияло на стоимость литра бензина и литра дизельного топлива. За счет роста акцизов дополнительно к темпам инфляции удорожание составляет, по нашим оценкам, от 6 до 8\%.
Мы также предлагаем акцизы менять раз в месяц в зависимости от цен внешнего рынка. Так это происходит сегодня с пошлиной на нефтепродукты, когда размер пошлины меняется раз в месяц в зависимости от конъюнктуры цен внешнего рынка. Аналогичная практика имеет место в отношении основного налога в нефтяном секторе — на добычу полезных ископаемых НДПИ. Он также изменяется один раз в месяц с привязкой цен внешнего рынка.
И если при росте цен на внешнем рынке растут экспортные пошлины и растет НДПИ, то акциз на топливо на внутреннем рынке, наоборот, должен снижаться. Тем самым мы предлагаем снижать расходы, которые несут как нефтяные компании, так и потребители. Цены не должны колебаться существенно и, соответственно, не должны существенно расти при росте цен на внешнем рынке.
Плюс в рамках антимонопольного пакета, который внесен в Государственную Думу и в начале сентября будет рассматриваться в первом чтении, — поправки в закон о защите конкуренции. Там есть одна из норм, которая детализирует рыночные требования к биржевой торговле, определяет, при каких условиях биржевые цены могут быть рыночными.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: