Согласно утратившему силу 11-ФЗ пиво нельзя было продавать в детских, образовательных и медицинских организациях, в городском и пригородном общественном транспорте, в организациях культуры и на спортсооружениях. Новый закон предусматривает более обширный список ограничений мест продаж, а также запрещает распивать пиво везде, кроме баров и ресторанов. Однако есть одно «но»: для пива эти правила вступят в силу лишь через год.
Этот юридический казус обнаружили юристы организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», когда изучали свежий закон для информирования предпринимателей о новых правилах игры на рынке. «Мы были сами поражены, — рассказал заместитель исполнительного директора „ОПОРА России“ по правовым вопросам и экспертизе Андрей Шубин. — Все юристы, с которыми мы консультировались по этому поводу, уверены, что данный случай является беспрецедентным. Учитывая, что текст закона проходил согласование в правовых управлениях всех профильных министерств и в администрации президента, наличие такой очевидной правовой дыры иначе, чем конфузом не назовешь».
По версии Шубина, данный казус мог возникнуть из-за того, что поправки к 171-ФЗ о госрегулировании алкогольного рынка вплоть до самого голосования в Госдуме постоянно дополнялись и переписывались. «Может быть, из-за того, что царила такая спешка и сумбур, из итогового текста вылетел какой-то абзац или произошла опечатка», — предполагает юрист. Он надеется, что, несмотря на то что теперь продажа пива даже в детских садах не противоречит закону, коммерсанты проявят сознательность. «Мы понимаем, что имеем дело с какой-то опиской, которая тем не менее уже имеет силу федерального закона, — отметил Шубин. — Мы будем настаивать на том, чтобы участникам рынка были даны разъяснения по этому поводу со стороны законодателей и проверяющих органов».
Опрошенные юристы согласились с тем, что в законе есть юридическая дыра. «Мы видим очевидную юридическую несостыковку времени вступления в силу двух норм: подпункта 7 статьи 2 и пункта 2 статьи 16 ФЗ-171, в которые внесены изменения, — отметил старший юрист практики разрешения споров адвокатского бюро „Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры“ Михаил Самойлов. — Пунктом 2 статьи 16 установлен запрет на продажу алкогольной продукции в ряде случаев — например, в детских учреждениях. Эта норма действует с 22 июля 2011 года. Понятие „алкогольная продукция“ дано в подпункте 7 статьи 2, по которой пиво будет отнесено к алкогольной продукции лишь с 1 июля 2012 года. Такая ситуация может быть расценена продавцами как отсутствие в настоящем времени запретов на продажу пива».
По мнению Самойлова, в случае возникновения конфликтных ситуаций в связи с неопределенностью регулирования оборота пива предсказать, в какую сторону качнется маятник судебной системы, довольно трудно. «По общему правилу административная ответственность наступает только за деяния, противоправность которых определена законом на момент привлечения к ответственности, — пояснил Самойлов. — С другой стороны, контролирующие органы, воспользовавшись также некоторыми другими неточностями в законе, будут отстаивать свою позицию о законности привлечения лица к ответственности, не дожидаясь 1 июля 2012 года». По мнению юриста, если коллизия не будет разрешена на законодательном уровне, то решение вопроса останется за Высшим арбитражным судом.
В Союзе российских пивоваров заявили, что сразу заметили наличие временной дыры в законе. «Мы неоднократно заявляли, что закон является сырым, и советовали не торопиться с его принятием, — заявил представитель пивоваров. — Помимо нестыковки сроков вступления в силу новых правил регулирования оборота пива закон содержит еще целый ряд ошибок, неточностей и моментов, допускающих неоднозначную трактовку. Мы будем настаивать на разъяснении спорных норм со стороны государства».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: