О том, что у туроператоров по-прежнему «дела плохи», рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина на прошедшем в Москве семинаре «Актуальные вопросы развития страхового рынка».
Во-первых, резко сократился спрос, и если в 2008—2009 гг. его снижение было на уровне 20−25%, то сегодня речь идет о 30−50%-ном падении, а по некоторым направлениям спрос и вовсе упал на 60%.
«Это катастрофически много, — считает Тюрина. — Это турбизнес. У туроператоров дела плохи. Очень большая часть рынка ушла в самостоятельное бронирование. Но и там есть проблемы. Во-вторых, страховые компании отказываются продлевать договоры страхования с туроператорами. Последние из-за этого рискуют „вылететь“ из федерального реестра».
Не секрет, что подавляющее большинство туроператоров страхуют свою ответственность в объемах, не соответствующих объемам бизнеса. Иначе туристы обанкротившихся
компаний не получали бы унизительную компенсацию за дорогостоящие туры.
Банковскую гарантию, по оценкам экспертов, использует не более 1% туроператоров. В волне же массовых банкротств летом этого года цивилизованно, по словам Ирины Тюриной, с рынка ушли единицы.
Усугубиться непростое положение туроператоров и, как следствие, всего рынка, может уже весной следующего года.
«Проблема в том, что когда в 2006 году появился институт фингарантий, банкротств на туррынке было мало. В этом году произошла „туристическая страховая катастрофа“. Страхование туроператоров для страховых компаний оказалось очень невыгодным бизнесом», — пояснила Ирина Тюрина.
По ее словам, страховщики не только отказываются брать новых туроператоров на страхование, но и не хотят продлевать истекающие соглашения.
«К весне 2015 года у большинства туроператоров закончится договор ответственности. Продлить их они не могут. Ситуация безвыходная, и если она не изменится, уже весной мы получим полный рынок нелегитимно работающих туроператоров», — уверена Тюрина.
Опасения эксперта подтвердил начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин, по словам которого, страховщики в сложившейся ситуации не могут адекватно оценить риски в связи с непредсказуемостью деятельности туроператоров и вынуждены либо уходить из сегмента, либо минимизировать потенциальные убытки «любой ценой».
Цена при этом понимается во всех доступных значениях — от доплаты премии и роста тарифов до расторжения заключенных ранее соглашений.
Участники рынка в Татарстане, как выяснилось, «пристально следят» за федеральными туроператорами и самостоятельно пытаются искать пути выхода из кризиса.
«Конечно, риск потенциального ухода с рынка туроператоров необходимо оценивать всегда. Он есть, и если это произойдет, то, безусловно, отразится и на региональном рынке, в том числе, на игроках в Татарстане. Мы пристально следим за деятельностью ряда федеральных туроператоров. Однако я думаю, что крупные игроки смогут «выкрутиться» из ситуации — конечно, им нелегко, видно, что идет сокращение по программам, полетам, оптимизация издержек, персонала
и т. д. , но хочется верить, что они смогут остаться на плаву. Кто-то согласится на повышенные тарифы страховщиков, кто-то — на банковскую гарантию. Печально то, что в современных реалиях наличие страховки у туроператора — не показатель того, что он «хорошо сидит», — рассказала порталу TatCenter.ru директор турагентства «Караван Путешествий»
Лилия Ибрагимова.
Позиция страховых компаний не удивила и вице-президента Ассоциации туроператоров Татарстана, директора агентства «Спутник-Транс-Сервис-Казань» Евгения Никулина. «Это рынок. Профессионалы должны уметь отказываться от сомнительных и неэффективных ниш бизнеса», — заявил он. Однако в новую «весеннюю» волну ухода с рынка крупных туроператоров эксперт скорее не верит — всегда найдутся страховщики, желающие туроператоров застраховать. «Вопрос лишь в том, будут ли потом деньги на выплаты туристам, если оператор пойдет на дно».
«Переждать бурю», по словам Лилии Ибрагимовой, небольшим региональным турагентствам можно с помощью самостоятельного бронирования и продажи индивидуальных туров. Однако перейти на такую форму работы, как полагает Евгений Никулин, в Татарстане смогут не все игроки.
«Небольшие турагентства в РТ приучены операторами продавать „пакеты“, они не умеют работать самостоятельно, только через туроператора. Поэтому переход на самостоятельное бронирование зависит от профессионализма. Думаю, в случае негативного сценария, банкротства туроператоров, местные агентства просто перейдут в другие ниши, либо будут искать других операторов. Это проще», — полагает Никулин.
Туристам же, дабы оградить себя от возможных неприятностей, эксперты рекомендуют приобретать страховку от невыезда. На спрос, как известно, всегда найдется и предложение — некоторые страховщики уже дополнили страховки новым риском — «невыезд по причине банкротства или по причине приостановки деятельности туроператора» — и назвали его «для спокойствия туристов».
Ранее на эту тему:
Индустрия подсчитывает туристов
Уходим с рынка: что делать туристам и турбизнесу?
Туристов и отрасль выводят из лабиринта
Юлия Амочаева
Графика: презентация Д. Мелехина к семинару ОСАО «Ингосстрах»
«Актуальные вопросы развития страхового рынка»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: