Татарстан подвел итоги Европейской недели качества, а вместе с тем и проанализировал, как в республике соблюдаются права потребителей, от которых только с начала года в Роспотребнадзор по РТ поступило более пяти тысяч жалоб на некачественные товары и услуги. За шесть лет количество жалоб увеличилось в пять раз, но последние три года темпы роста снизились до минимального одного процента.
«Это нас радует и говорит о том, что повышается уровень правовой грамотности наших жителей, а предпринимательское сообщество старается — или, где не старается, мы их убеждаем, — соблюдать права потребителей», — заявила на прошедшем сегодня в Кабмине РТ брифинге руководитель ведомства Марина Патяшина.
Почти половина письменных обращений связана с нарушениями прав потребителей при реализации бытовой техники — сотовых телефонов, планшетов, ноутбуков
«Для скорейшего решения проблем необходимо обратиться с письменной претензией в адрес продавца, получить входящий номер, и это является доказательством факта обращения, а при необходимости — обращения в суд. Когда потребитель это делает — предприниматель мгновенно приходит в чувство, мгновенно. Все пытаются в добровольном порядке решить проблему потребителя.
В суд бояться идти не надо — в 95% случаях иски рассматриваются в пользу потребителей. Через суд не только возвращаются деньги за некачественный товар, но и моральные, судебные издержки".
В качестве примера руководитель ведомства привела историю с фильтрами для воды. Их продавали в квартирах, куда выезжают продавцы с презентацией, демонстрируя потребительские свойства и качество водопроводной воды до и после фильтрации, — но лабораторные исследования показали, что изменений нет. При этом стоимость устройств варьируется от 55 до 140 тыс. рублей, и потребители оплачивают их через кредитные договоры. Всего в управление поступило 40 подобных обращений, сумма наложенных штрафов составила более 400 тыс. рублей. В добровольном порядке 23 покупателям возвращено более миллиона рублей. Аналогичная ситуация наблюдается и при продаже косметики.
С начала года 17% предпринимателей и юридических лиц в добровольном порядке вернули покупателям различной продукции на сумму около 2,5 млн рублей. Через суд потребителям было присуждено более 6 млн рублей по результатам 220 заключений, в том числе, 137 тыс. — компенсации морального вреда.
Каждое четвертое письменное обращение явилось основанием для проведения внеплановой проверки или решения о возбуждении дела об административном правонарушении, четыре из пяти обращений были обоснованными. Всего ведомством выявлено около 6 тыс. нарушений законодательства, составлено более 4 тыс. протоколов об административном правонарушении, наложено штрафов на сумму выше 15 млн рублей. Количество обоснованных подтвердившихся обращений потребителей в результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий составляет около 80% (77,4%).
Так, по линии Госалкоинспекции РТ, как заявил глава ведомства Игорь Марченко, поступило более 18 тыс. обращений, 2 тыс. из которых — письменные жалобы. Ведомство помогло составить 820 претензий и 206 проектов исковых заявлений. Общая стоимость исков составила 3,9 млн рублей, и 3,7 млн из них присуждено потребителям.
Илья Иванов
Видео: prav.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: