На прошлой неделе стало известно о поправках в Налоговый кодекс РФ, вводящих в муниципалитетах городов федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — муниципальный сбор. При этом в законопроекте оговорено, что в других регионах сбор может быть введен «отдельными федеральными законами». Не исключено, что новый налог появится и в Татарстане.
О том, что такое «муниципальный сбор», и как бизнес-сообщество протестует против его введения, портал TatCenter.ru подробно рассказывал ранее. Напомним лишь, что поправки могут коснуться предпринимателей, которые работают в четырех сферах — торговля, общественное питание, перевозка грузов и пассажиров и платные услуги населению.
«По большому счету, это весь малый бизнес», — заявил в эксклюзивном интервью порталу TatCenter.ru председатель координационного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан, первый вице-президент по региональному развитию «Опоры России» Павел Сигал, подчеркивая, что протесты бизнеса более чем обоснованны — предпринимательское сообщество не поддерживает введение дополнительного налога, особенно в ситуации, когда малый бизнес и так «трещит по швам».
— Павел Абрамович, что Вы имеете в виду, когда говорите, что малый бизнес «трещит по швам»?
— В связи с внешнеполитическими и экономическими факторами, в сегменте малого и среднего бизнеса прибыльных компаний становится все меньше. Ситуация для многих предпринимателей сейчас действительно очень тяжелая.
Введение дополнительного налога уничтожит малый бизнес. Может, просто его запретить, чтобы не мучиться? Зачем «добивать» предпринимателей новым налогом?
— Как Вам кажется, чем вызвана необходимость введения муниципального сбора? Почему вообще власти заговорили об этом именно сейчас, в непростой экономической ситуации? И почему под удар опять попал малый бизнес?
«Стригут» всегда тех, кто слаб. Малый бизнес в России сейчас слаб.
— Но основная причина заключается в том, что у нас в стране бюджетирование построено так, что львиная доля налогов из регионов уходит в федеральный центр. Значительно меньше денег остается в бюджете субъекта Федерации, в нашем случае, в республиканском бюджете, а муниципалитетам порой достаются и вовсе «копейки» (По итогам 1п. 2014 г. общая сумма налоговых поступлений в РТ достигла 191,7 млрд рублей — 58%, или 110,6 млрд рублей из них Татарстан перечислил в федеральный бюджет, — ред.). «Опора России» всегда выступала за перераспределение налогов. Наша идея заключается в том, что в регионах и, соответственно, в муниципалитетах должно оставаться больше налогов. Но мы-то, озвучивая эту идею, имели в виду те налоги, которые есть, а не введение новых. А предложение ввести муниципальный сбор преследует иную идею — оставить все как есть, и дополнительно ввести новые налоги.
— Получается, у муниципалитетов нет выбора, и если право дадут, большинство из них такой сбор введут?
— Думаю, да. На муниципалитеты возложены дополнительные расходы — часть из них, напомню, была переведена на муниципальный уровень. Налоговую же базу под это не продумали. Соответственно, идея дать муниципалитетам право вводить дополнительные налоги или сборы приведет к тому, что эти сборы рано или поздно будут введены. Ведь как рассуждает глава муниципального образования: есть расходы, есть обязательства, бюджетники… всем надо платить, а денег нет. Муниципалитеты будут пытаться найти и взять деньги там, где они еще остались, где будет позволено, если такой закон примут — у мастерской, у магазина, у прачечной…
— Павел Абрамович, пока что речь идет о том, что сборы вводятся с 1 января 2015 года только в муниципалитетах городов федерального значения. Однако оговорено, что в других регионах сбор может быть введен «отдельными федеральными законами». Какова вероятность, что крупные муниципалитеты Татарстана, в частности, Казань, Челны, Альметьевск и Нижнекамск, проголосуют «за» муниципальный сбор?
— К сожалению, эта вероятность очень высокая. Вспомните историю с коэффициентами К1 и К2 (составляющие показатели для расчёта ЕНВД — ред.). Там была «вилка» большая, но все стали брать по макс
имуму. И бизнес-сообщество очень долго билось за то, чтобы эти коэффициенты снизили. Или, к примеру, резкое повышение страховых взносов для малого бизнеса — уничтожили тысячи предпринимателей. Кому-то удалось восстановиться, кто-то — ушел из бизнеса навсегда. Кому от этого легче стало?
— Получается, муниципальный сбор с предпринимательским сообществом не обсуждали?
— К сожалению, нет.
Это ненормальная ситуация, когда, не советуясь с бизнес-сообществом, принимаются новые налоги.
Потом нам приходится доказывать, что решения были неправильными.
— В случае введения муниципального сбора кто пострадает больше всего?
— В законопроекте указаны: торговля, общественное питание, перевозка грузов и пассажиров и платные услуги населению. Это весь сегмент. Эти сферы — «костяк» малого бизнеса.
По самым скромным оценкам, более 70% действующих предпринимателей пострадают. Негативный эффект ощутят на своем бизнесе все, практически без исключения.
— Кто-то сможет «выжить»?
— При обсуждаемых ставках — никто не сможет выжить. Наверняка ставки скорректируют. Но, еще раз повторюсь, сам подход неверен.
В условиях кризиса, наоборот, малый и микробизнес нужно освобождать от налогов. Предприниматели «отплатят» — за счет оборотов, за счет создания рабочих мест именно они поддержат экономику на плаву, в том числе, муниципальную. А в России почему-то принято делать наоборот…
— Павел Абрамович, если муниципальный сбор будет введен в Татарстане, на планах республики довести долю малого бизнеса в экономике РТ до 35% к концу 2015 года можно будет поставить крест?
— Да. Но я все-таки надеюсь, что власти республики, муниципалитеты проявят мудрость и либо не воспользуются потенциальным правом введения муниципального сбора, либо воспользуются минимально. Но разве Татарстану станет легче, если в соседних регионах бизнес начнет «валиться»? Наши предприниматели продают свои товары и услуги не только в республике, они тесно связаны с другими регионами. Если их партнеры загнутся, легче не станет, даже если в РТ сбор не введут. Поэтому вопрос, безусловно, необходимо ставить гораздо шире.
Татарстан — не отдельное государство. Даже если мы воздержимся, но муниципальный сбор примут в других регионах, это ударит по всем, в том числе, и по предпринимателям нашей республики.
— Как думаете, бизнесу удастся убедить власть не вводить муниципальный сбор?
— Трудно сказать…
Главное сейчас для бизнес-сообщества — попытаться перевести разговор в стадию обсуждения.
Видите, даже с нами не обсуждают… Это ключевой момент. И, к сожалению, повторяется типичная ошибка многих решений последних лет: сначала закон принимается, и только потом чиновники считают, понимают, что натворили, часть решений отменяют… Нет последовательности.
Необходимо было изначально введение муниципального сбора обсудить с предпринимательским сообществом. Мы же не враги. Все прекрасно понимают, в какой ситуации страна. Механизм в корне не верный — искать, у кого можно отобрать деньги.
Почему бы сразу вместе не подумать, как заработать эти деньги в казну? Ведь если бизнес будет больше зарабатывать, и налоговые отчисления будут выше. Дайте предпринимателям такую возможность. В конце концов, «передовой отряд» бизнеса, который представляют «Опора России», ТПП и «Деловая Россия» — это люди, которые не только пекутся о своем кармане и о своем бизнесе. Они прекрасно понимают общую ситуацию и защищают интересы России.
Это наша страна, мы — предприниматели — тоже в ней живем, хотим, чтобы она процветала и была богатой. А для этого с бизнесом надо считаться.
В тему:
Муниципальные сборы — какой бизнес пострадает больше всех?
Бизнес-сообщества Татарстана протестуют против муниципального сбора
Беседовала Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: