Нафиса Мингазова, профессор кафедры градостроительства КГАСУ, зав. кафедрой оптимизации водных экосистем геофака КФУ, доктор биологических наук:
— Не все хотят знать о состоянии окружающей среды, честно говоря, препятствующем многим проектам. Состояние нашего города специфично. Мы можем строить много «прожектов» и хороших воздушных замков, но чтобы они не превратились в мыльные пузыри, нужно четко знать, в какой ситуации мы работаем. Экология — это инвестиционно привлекательная сфера. В условиях засушливой зоны, как у нас, стоимость 1 кв. метра жилья в поселке с восстановленным водным объектом ровно в 10 раз больше, чем стоимость в местах, где водный объект загрязнен или отсутствует. Это один из ответов на вопрос — для чего нужно хорошее состояние окружающей среды.
Проблема водных ресурсов стала очень заметна в прошлом году, во время засушливой жары. Уровень воды в Казанке упал на 4 метра. Казань поняла, что река может просто уйти под землю. И что делать с этими территориями? Срочно застраивать? Земля в городе стоит дорого, люди поняли, что ее можно получить гидронамывом. Из-за засыпки водных объектов уже исчезло около 30 озер и болотных угодий, 45 гектаров поймы Казанки.
Развитие города напрямую связано с экологической благоприятностью. Сегодня в докладах экспертов-социологов очень четко звучит, что население города волнуется по целому ряду причин, и экология здесь не на последнем месте. Это и состояние атмосферного воздуха, на 70% загрязненного выхлопами автотранспорта. Это и проблема питьевой воды, которую очищают в Казани дедовским методом — хлорированием, что давно во всем мире не приветствуется.
Сейчас уже перестали скрывать, что в последние несколько лет у нас постоянное высокое загрязнение атмосферного воздуха. И даже бывали периоды, когда отмечалась наивысшая степень загрязнения.
В Казани недостаточное озеленение — значительно ниже нормативных требований. По данным Татарстанстата, у нас показатель озеленения равен 23−26% городских территорий. Но по результатам исследования КФУ об инвентаризации зеленых насаждений в городе, этот показатель не превышает 15%. При этом считается, что в городе должно быть не менее 40% зеленых насаждений, а в промышленных городах — не менее 50%. Вдумайтесь, насколько мы далеки от этих цифр! А сокращение продолжается — за последние годы пропало 10 городских скверов.
Ядром зеленого эколого-природного каркаса города всегда был парк Горького. При строительстве новой дороги и моста Миллениум, это ядро было значительно разрушено. Мы подрываем основу. Печальным итогом служит и конфликт между населением, градостроителями и экологами: засыпка поймы, попытки спасти краснокнижные виды, акции протеста и исчезновение озера с грунтовым питанием на ул. Декабристов. Сейчас здесь стоит десятый по счету ресторан «Макдональдс» — видимо, он был очень нужен именно здесь. А ведь это озеро было расположено на центральном входе в 3 района города — Ново-Савиновский, Кировский и Московский. Здесь можно было создать прекрасную зеленую зону с великолепным чистым водоемом.
В Голландии сегодня разрушают дамбы, обратно искривляют выпрямленные реки, создают придаточные водоемы. Город Бостон потратил огромные деньги на трансформацию скоростной дороги, для того чтобы воссоздать зеленый коридор и проход к реке Чарльз. Наши зарубежные коллеги четко предупреждают — не идите по нашему пути, идите сразу по пути современных концепций. У нас же лозунги такие: все комарятники, болота давайте засыпать, иначе жить невозможно.
Пути решения экологических проблем для города могут быть различными. Но в любом случае они потребуют сохранения в Казани нетронутых или слабо трансформированных экосистем, то есть городских лесов, лесопарков, водных объектов с естественными берегами. Не менее важно развитие новых ресурсосберегающих экологически эффективных технологий.
Журнал «Деловой Квартал. Казань»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: