— Герман Сергеевич, насколько сегодня химическое образование в республике соответствует нашей активно развивающейся химической и нефтехимической промышленности?
— Если говорить о школьном уровне, то соответствует, к сожалению, не всегда, и здесь нам предстоит много совместной работы. Есть позитивная динамика по количеству выпускников, выбирающих Единый государственный экзамен по химии: от четырех процентов в прошлые годы до двадцати — в 2011-м. Однако этого явно недостаточно для нашей республики, где такая цифра должна составлять около сорока процентов.
Все это, конечно, тоже влияет — к нам приходят не слишком подготовленные абитуриенты. Мы пытаемся как-то исправить эту ситуацию, очень много работаем с детьми, стараемся популяризировать химию в школах. У нас создана сеть базовых школ, есть «профессорские» классы, где наши профессора читают лекции, проводится много олимпиад и конкурсов по химии. Для первокурсников предусмотрены дополнительные занятия, стараемся их подтягивать.
— Получается?
— Да, к концу обучения, я считаю, у нас по химической технологии — нашему базовому профилю — очень хороший уровень образования. Пятнадцать специальностей КГТУ занимают первое место в общероссийском рейтинге Минобрнауки по уровню подготовки.
— А вот в мировых рейтингах наши вузы пока не слишком котируются. Вы часто бываете за границей, видите, как работают западные университеты. Чего все-таки не хватает нашим вузам по сравнению с ними и есть ли что-то, в чем мы сильнее?
— Нам не хватает инфраструктуры. Там — прекрасные условия, очень большое государственное финансирование вузовского образования и науки. Оборудование — самое современное и очень дорогое. Зато у нас более талантливые студенты, я это точно знаю, я сравнивал уровень. И еще у нас очень грамотные преподаватели.
— Почему же наши талантливые студенты не могут найти работу после вуза?
— В Казанском технологическом университете такой проблемы нет. У нас до сих пор действует система распределения, заявки поступают от предприятий со всей страны. Причем проходит распределение на четвертом курсе. Девяносто семь процентов наших студентов, которые закончат учебу на будущий год, уже сегодня знают, где будут работать.
— Поговорим о статусе национального исследовательского университета. Что уже изменилось в вузе с обретением этого статуса и что ожидается в ближайшей перспективе?
— Конечно, с одной стороны, такой статус очень многое дает — в том числе деньги. Мы в прошлом году почти на четыреста миллионов купили нового оборудования, более ста сотрудников прошли стажировки за границей, повысили квалификацию. Разработано несколько новых учебных программ.
С другой стороны, статус — это очень большие обязательства, которые надо исполнять. Есть определенный набор параметров, которым нужно соответствовать, — количество публикаций в иностранной прессе, объемы исследовательских работ… За первый год мы эту программу выполнили в полном объеме. Вообще, исследовательскому университету деньги дают первые пять лет, а дальше надо зарабатывать и вкладывать в развитие уже свои средства, причем в том же объеме. Мы создали целую сеть малых предприятий — сейчас их уже более двадцати — надеемся, они будут приносить деньги.
Еще одна наша важная задача в перспективе — интеграция в международное образовательное и научное пространство. Мы должны найти сильного партнера среди зарубежных вузов и запустить с ним систему двойных дипломов.
— Есть уже какие-то наметки?
— Есть ряд предложений, но пока они нас не устраивают.
— Как вы относитесь к идее убрать в технических вузах непрофильные специальности? Ваш вуз готов к этому?
— Весь вопрос в том, что считать непрофильным. Экономику в КГТУ таковой считать категорически нельзя. Потому что она у нас отраслевая, специфическая. Кроме того, если мы говорим, что надо развивать малый бизнес, открывать малые инновационные предприятия при вузах — тут без экономистов не обойтись. Сейчас вот мы открыли новую кафедру инновационного менеджмента — как раз под развитие малых предприятий. Кроме того, у нас есть программа двойных дипломов — люди учатся по техническим специальностям и одновременно получают второе образование, диплом переводчика или экономиста.
Что касается других специальностей, которые, может, действительно непрофильные для нас, то это была вынужденная мера. Вузы двадцать лет назад поставили на грань выживания — и мы вынуждены были либо умереть, либо двигаться кудато. Поэтому и появлялись новые, востребованные абитуриентами специальности. И фактически мы сегодня стали уже не техническим вузом, а полноценным многопрофильным университетом. У нас разве что юриспруденции нет. И не думаю, что сейчас было бы разумно разом убрать все, на что были потрачены силы, средства, людские ресурсы.
Газета «Республика Татарстан»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: