Киберпреступность — более агрессивное зло, чем традиционная преступность
Генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский назвал ситуацию с кибератаками «цифровым средневековьем». По его словам, нет такого бизнеса, который бы не подвергался кибератакам, а более 60% пользователей домашних версий продукта Касперского хотя бы 1 раз в год были под атакой киберзловредства.
«Давайте сравним это с уличной преступность. 3−5% населения России были под атакой уличной преступности в прошлом году», — привел пример Касперский.
Спикер добавил, что за 20 лет, с 1986 по 2006 года, компанией было собрано примерно 1 млн разных зловредных вирусов.
«Сейчас мы за неделю находим в сети более двух миллионов различных образцов. Если бы промышленное производство росло бы такими темпами, мы бы, наверное, уже на Луне жили», — отметил он.
Продолжая говорить о зловредных киберугрозах, Касперский сказал, что в обычные дни компания собирает более 300 тыс. уникальных зловредных образцов. В выходные и праздники получается чуть меньше. Это Касперский объяснил тем, что «киберпеступники тоже люди, они тоже любят отдыхать». Но, тем не менее, 300 тыс. — огромная цифра.
«Что такое 300 тыс. в день? Эти 300 тыс. образцов мы должны собрать, проанализировать, выпустить update (обновление — прим. ред.), протестировать и доставить его нашим пользователям. Естественно, что подавляющая часть работы делается автоматически. Обработать такое количество информации вручную невозможно. Поэтому у нас стоят роботы, которые тренирует группа инженеров. Роботы делают всю эту работу, причем делают это хорошо», — поделился гендиректор «Лаборатории Касперского».
Он отметил, что киберпреступники иногда даже жалуются, что они выпускают нового зловреда, проходит несколько минут, а он уже в детектеде. «У них времени не хватает на то, что они хотят украсть. Но, к сожалению, цифры все равно огромные», — констатировал Касперский. Киберпреступность — это более агрессивное зло, чем традиционная преступность, считает он.
«Криминальные группировки становятся настолько профессиональными, что они готовы атаковать не только индивидуальных жертв, не только домашние устройства, не только личные кошельки, но и взламывать организации, которые большое внимание уделяют безопасности», — добавил спикер.
По словам Касперского, большинство программистов говорят по-русски. «Почему? Потому что российские программисты — лучшие в мире. Это цитата, которую однажды сказала Кондолиза Райс (экс-госсекретарь США — прим. ред.). А российские киберпреступники худшие в мире — это уже мое мнение».
«Поэтому высокопрофессиональные компьютерные банды говорят по-русски. Грабят всех, а налоги платят в России», — пошутил Касперский.
Ущерб от кибератак — это как усеять весь мир коллайдерами
Особое влияние оказывают киберпреступники на бизнес. Каждая компания подвергается атакам. Продолжая говорить о киберугрозах, Евгений Касперский подчеркнул, что у киберпреступников есть тоже своя демографическая составляющая: в «отрасли» появляются молодые, мобильные люди. Они уже на компьютерах не работают, они воруют со смартфонов. А количество их преступлений исчисляются десятками миллионов штук.
Касперский отметил, что основной скачок мобильных каберугроз пришелся на 2011 год, и произошел он потому, что появились мобильные банковские сервисы. «Преступники — это преступники. Там, где деньги, они туда и идут», — констатировал спикер.
По данным Банка России, которые привел замначальника Главного управления безопасности и защиты информации ЦБ РФ Артем Сычев, в последнее время объем несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) со счетов юридических лиц, снизился более чем в три раза: с 3,18 млрд рублей за три квартала 2015 года до 1,05 млрд рублей по итогам аналогичного периода текущего года.
За этот же период отмечено также снижение объема несанкционированных операций в отношении физических лиц: с 1,84 млрд рублей в 2015 году до 1,65 млрд рублей в нынешнем году.
Данные ЦБ РФ
Значительную роль в сокращении объема киберпреступлений сыграл Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (FinCert), созданный в минувшем году в структуре Банка России, а также переход на систему антифрод, отметил Артем Сычев.
При этом он подчеркнул, что сегодня преступность — это не отдельные банды, а целая индустрия с распределением полномочий, и люди, которые пишут вредоносное программное обеспечение, получают доход за счет продажи своего инструментария, а не за счет уведенных у клиентов денежных средств. И даже после ликвидации отдельных групп этот инструментарий представляет опасность, поскольку он остается в распоряжении преступников.
И Касперский, и Сычев считают, что ущерб от киберпреступности можно оценить, но лишь примерно.
«Однажды лет 6 назад поставил своим пацанам задачу. Ребята, говорю, хочу понять, сколько денег теряет мировая экономика от киберпреступности. Мы провели собственные исследования. При этом мы посчитали только ту часть, которую мы видим. У нас получилось 100 млрд долларов в год», — поделился своим исследованием Евгений Касперский.
Он добавил, что буквально недавно еще два агентства провели подобные исследования. У них получилось 400 и 500 млрд долларов ущерба на мировую экономику.
«Что такое 500 млрд долларов год? Я посчитал в коллайдерах. Проект большого огромного коллайдера стоит 9 млрд долларов. Киберпреступность в мировой экономики стоит более 50 млрд огромных коллайдеров в год. Можно было бы усеять весь мир этими коллайдерами, вот физики бы радовались», — закончил свои подсчеты Касперский.
Эксперты уверены: для кибермошенников необходимо установить адекватное наказание. Как заявил на форуме Сычев, регулятор уже поддерживает инициативу внесения изменения в Уголовный кодекс РФ для переквалификации деяний и увеличения наказаний за киберпреступления.
Касперский, в свою очередь, выступил перед участниками форума напутственными словами.
«Прежде, чем создавать новые системы будущего, проектировать их нужно с учетом всевозможных сценариев. Заносить безопасность в проекты на этапе их планирования. Эх, если б и российская экономика росла такими же темпами, как кибератаки», — резюмировал спикер.
Читайте также:
Finopolis-2016: финтех стал главным вызовом банков
Мария Андреева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: