Новости
23 Мая 2011, 12:00

Эксперты назвали основные тренды рынка коммерческой недвижимости Татарстана

Вышел ли рынок коммерческой недвижимости из кризисного состояния? Никто из участников круглого стола «Рынок коммерческой недвижимости в Казани» не взял на себя смелость утвердительно ответить на этот вопрос. Тем не менее, и царившее настроение, и круг обсуждаемых тем, и даже сам факт внимания к круглому столу банкиров говорили об одном — кризис уже завершен, а девелоперы и руководители объектов коммерческой недвижимости готовы начать новые проекты.

круглый столКруглый стол, организованный полномочным представительством Гильдии управляющих и девелоперов в РТ- ОАО «УК «Идея Капитал», состоялся 20 мая в технополисе «Химрад». В мероприятии участвовали 50 экспертов, руководителей объектов офисной и торговой недвижимости, инвесторов, девелоперов, банков. Медиа-партнером мероприятия выступил Деловой центр РТ — интернет-портал TatCenter.ru.

Во главу круглого стола был вынесен главный вопрос — как будет развиваться рынок коммерческой недвижимости в Казани. Первым слово взяли хозяева и рассказали о деятельности Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД) в Казани. Гильдия, как было ясно из рассказа вице-президента ГУД Александра Гришина, гильдия консолидирует и систематизирует рынок коммерческой недвижимости. ГУД реализует такие проекты как «Топ-100 торговых центров России», а также сертифицируют офисные центры.

Сейчас в Казани сертифицировано 26 офисных центров, из них три объекта имеют класс А, три объекта класс В+, тринадцать объектов класс В, семь объектов класс С и один объект без класса.

Для рейтинга «Топ-100 лучших Торговых центров России» отобрано 11 объектов из Казани. Какие из них войдут в Топ-100, будет объявлено в сентябре 2011 года на международной выставке Pro Estate в Санкт-Петербурге. Участники круглого стола поддержали и сертификацию бизнес-центров и создание рейтинга «Топ-100 лучших Торговых центров России».

Инвесторов пугают высокие риски

Другой важный вопрос, который был озвучен в ходе круглого стола, звучал так: Хотим ли мы привлекать инвесторов? Проблема не только в том, что мы хотим, чтобы они приехали, сколько в том, что нам не всегда интересно работать с ними на их условиях. Часто иностранные инвесторы просят большой дисконт. А некоторые хотят «на зеркальце обменять полстраны».

Айрат Кавеев, глава представительства компании «Ernst&Young» в Татарстане объяснил такое поведение инвесторов:

— Иностранные инвесторы видят в России как во всех развивающихся странах высокую степень риска, а значит, ожидают высокую доходность. Но в каких-то сегментах Россия уже не развивающаяся страна, и она не может дать высокую степень доходности, но риски при этом сохраняются высокие.

Тут все участники круглого стола вспомнили повышение налоговых ставок на землю почти в два раза, которое произошло в начале этого года. Для представителей местного бизнес-сообщества такое повышение было неприятным, но не катастрофичным, для иностранных инвесторов оно просто не вписывалось в бизнес-план. А потенциальных инвесторов такая непредсказуемость в расчетах по окупаемости объектов просто отпугнула.

В Татарстане самые выгодные условия для бизнеса

Как рассказал Айрат Кавеев, в ходе опроса основными барьерами для бизнеса в Татарстане были названы высокие ставки налогообложения, недостаточность подготовки сотрудников и затрудненный доступ к финансированию. Опрос прошел в рамках исследования «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах» в августе-ноябре 2010 года, в ходе него опрашивалось тысяча предпринимателей из 100 регионов России. Интересно, что высокая ставка налогообложения была названа фактором номер один затрудняющим развитие бизнеса практически во всех регионах России. А вот такой фактор как политическая нестабильность — только в Татарстане набрал 0 баллов.

В Татарстане, отметил в своем выступлении Айрат Кавеев, все барьеры для ведения бизнеса существенно ниже, чем в других регионах со схожей доходностью (это Пермский край, Ростовская область, Санкт-Петербург и Москва), а также ниже, чем в странах с идентичным среднедушевым доходом — Бразилии, Габоне, Казахстане, Румынии, Турции. Несомненно, то, что в Татарстане самые низкие барьеры по входу в бизнес — это очень большой плюс для привлечения инвестиций.

Но инвесторам выгодно вкладывать деньги в Москву

Дмитрий Волков, руководитель отдела консалтинга и оценки компании «Praedium» уверен, что инвестор не придет в Казань, потому что в Москве можно построить объект коммерческой недвижимости за те же деньги, но при этом получить гораздо больший доход от сдачи в аренду.

Дмитрий Волков:

— В Москве стабилизация рынка недвижимости наступила в 2009 году, а в 2010 году уже был рост ставок. По последним данным в сегменте «офисная недвижимость» по сравнению с серединой 2010 года произошел рост 20−25%. В регионах тенденции идут с запозданием, сейчас уже нет демпинга и торга, и даже есть небольшой рост 5−10% в зависимости от города. Мы исследовали предпочтения консервативных инвесторов — им выгоднее вкладывать средства в уже построенные объекты торговой и офисной недвижимости в Москве. Поэтому по объемам ввода качественных офисных помещений все регионы тонут по сравнению с Москвой, но в Москве объемы со временем падают, а в регионах — растут.

В Казани одна из самых низких базовых арендных ставок, при этом стоимость строительства не в два раза ниже, чем в Москве. Отсюда и простаякруглый стол арифметика — инвестору выгоднее построить объект в Москве и сдавать его по высокой стоимости, нежели за такие же деньги построить объект в Казани и получать с него меньше прибыли. Офисный девелопмент в регионах для инвесторов сомнителен.

Москвичу Дмитрию Волкову тут же возразили участники круглого стола, что себестоимость строительства в Казани в 3−4 раза дешевле, чем в Москве и офис класса В можно построить по 36 тысяч рублей за кв.м. На что Дмитрий Волков ответил, что может построить в Москве и за 1000 долларов за кв.м., а то что 50% от стоимости составляет согласование не более чем миф, важно кто строит — подчеркнул эксперт.

Рынок коммерческой недвижимости: закрытость выгоднее открытости?

С телемоста из Нижнего Новгорода вышла на связь Елена Стрюкова, консультант по региональным проектам «Cushman & Wakefield». Она заявила, что рынок коммерческой недвижимости крайне закрыт и пояснила, какое количество информации ей предстоит узнать при анализе рынка:

— Для того, чтобы обладать информацией о текущем состоянии рынка необходимо знать следующие показатели. Это общий объем помещений (кв.м.), средний уровень ставок, процент свободных площадей (срок экспозиции), спрос, стоимость строительства 1 кв.м., стоимость содержания здания. Имея эту информацию можно что-то сказать.

Чтобы получить эту информацию о рынке необходимо узнать все эти критерии о каждом здании. Но вот тут начинается все самое сложное.

«Часто инвесторы сами не знают, например, стоимость строительства здания, арендные платежи везде считаются по разному (где-то включаются коммунальные платежи, где-то нет), многие собственники зданий не ведут статистику по спросу и не могут сказать какие этажи (блоки) пользуются большей популярностью и сколько стоят в экспозиции. В некоторых случаях информация вообще является закрытой. Я призываю всех собственников и инвесторов коммерческой недвижимости делать эту информацию открытой, доступной и обновляемой и публиковать на своем сайте. Какая есть проблема, чтобы сделать эту базовую информацию открытой? В чем секрет этих базовых показателей?» — обратилась ко всем присутствующим с телеэкрана Елена Стрюкова.

Но собравшиеся были не настроены делиться информацией:

— Аналитиков мы видим сразу, это только они интересуются общей площадью здания. Обычному арендатору важно лишь наличие квадратных метров, которые он хочет арендовать. Поэтому маловероятно, что вы там что-то соберете, — заявили в зале.

Другой выступающий был с ним единодушен:

— На кризисном и растущем рынке прозрачность не нужна. Например, есть ряд арендаторов, которые сидят в моем здании по высокой ставке, и предположим, настал кризис, чтобы привлечь других я вынужден снижать ставку. Если я опубликую информацию, что я снизил ставку, то они придут ко мне и начнут требовать снижения. И что мне с этим делать?

круглый стол Елена Стрюкова рассказала, что информационная закрытость может негативно сказаться и на развитии рынка недвижимости:

— В 2004—2006 годах очень активно обсуждалось, что в Казани уровень насыщенности информационными центрами самый высокий по всей России. В результате многие проекты в сфере торговой недвижимости приостановились, и некоторые инвесторы и ритейлеры не вышли на местный рынок. Мы получили более чем пятилетнюю отсрочку. Сейчас по прошествии некоторого времени, мы проанализировали цифры, по итогам которых делались выводы о пресыщенн
ости рынка коммерческими площадями, и удивились — это была большая манипуляция, в эти цифры было включено все, вплоть до ларьков.

Александр Гришин:

— Иногда на рынке необходима закрытость, иногда открытость. Хороший собственник умеет зарабатывать как на закрытом, так и на открытом рынке. Вот, например, в Америке — арендатор заключил с собственником здания долгосрочный контракт на пять лет — и расторгнуть его не возможно. А в России как? Даже если контракт заключен на десять лет — попробуй, удержи арендатора. Пока у нас рынок арендатора.

Рынок коммерческой недвижимости будет прирастать заведениями фаст-фуда и объектами премиум-класса

Дамир Хамитов, руководитель департамента по аренде компании «Миллениум Зилант-Сити» рассказал, как вел себя стрит-ритейл во время кризиса и обозначил основные точки роста рынка коммерческой недвижимости:

— В период кризиса активизировались операторы, предлагающие товары эконом-класса. После кризиса произошло быстрое восстановление, приход новых игроков на рынок. Сейчас влияет на рынок стрит-ритейла спрос и новые модели потребления. Разграничиваются группы эконом-класса, среднего класса и премиум-сегмента. Эконом-класс покупает чаще всего в магазинах шаговой доступности, средний класс — в торговых центрах. Для премиума ниша практически не занята.

Тренды рынка коммерческой недвижимости:
— Рост спроса со стороны игроков премиум услуг. Они сейчас уходят из Торговых центров, где нет четкого позиционирования, уходят в исторический центр.

— Рост спроса со стороны туристического бизнеса — кафе, рестораны.

— Студенчество становится значимым фактором, влияющим на спрос. Теперь уже нет голодных студентов, они активно потребляют, и большинство из них сосредоточено в историческом центре для них будут разрабатываться специальные проекты.

— Заведения фаст-фуда как точка роста. Авто-суши размножились за пару лет с нуля! Этот рынок пока не освоен, нет адекватного предложения.

— Рост деловой активности в историческом центре города. Развитие коммерческой недвижимости в центре города — это не угроза, а шанс историческим зданиям выжить.

Банкиры готовы кредитовать объекты коммерческой недвижимости

На круглом столе выступили и банкиры — Гузель Айманова, представитель «Банка Татарстан» ОАО «Сбербанка России» и Ольга Образцова, представитель ОАО «Газпромбанка» рассказали о программах кредитования объектов и проектов коммерческой недвижимости. Были подробно презентованы программы кредитования и условия получения кредита. «Все настолько хорошо, что даже страшно», — отметил один из участников круглого стола. Интерес банкиров к привлечению девелоперов к кредитованию на объекты коммерческой недвижимости (даже на нулевом цикле!) свидетельствует об одном — банки поверили в инвестиционную привлекательность коммерческой недвижимости и готовы финансировать возведение и приобретение новых объектов. А значит, готовы способствовать развитию рынка коммерческой недвижимости.

В завершение Круглого стола представители ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» (филиал в г. Казани), выступившего на мероприятии в качестве Генерального партнера, обратили внимание участников на такой существенный фактор в ведении бизнеса, как телекоммуникационная связь. «С приходом новых технологий главные тенденции рынка изменились. К основному комплексу услуг (склад, подъездные пути, парковка) прибавилась еще одна — качественная связь. Клиенты, придя на переговоры, всегда смогут проконсультироваться с партнером, чтобы принять быстрое решение», — считает директор по корпоративному сектору ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» Руслан Цыкин. Вниманию участников Круглого стола он представил новую программу «Бесплатный Wi-Fi», интересную, прежде всего, для клиентов офисных объектов.

Римма Халитова

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: