«Любовный напиток» не шел в Казани очень давно, зато для Юрия Александрова (режиссёр-постановщик Мариинского театра, художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ-Опера») это уже восьмая постановка одной из самых популярных опер Доницетти.
Начинается спектакль достаточно ожидаемо — пышные платья, камзолы и парики, правда, очень ярких расцветок, но зато органичных в сочетании с музыкой. Хочется отметить находку художника-сценографа — огромный зеркальный полукруг, подвешенный в глубине сцены, отражал происходящее на ней под таким углом, будто мы подсматривали за исполнителями сверху через стеклянный купол бальной залы. А с самой сцены эту музейную древность рассматривала группа туристов из Японии с Неморино в качестве гида.
Вся эта феерия продолжалась до тех пор, пока лекарь Дулькамара не заявил на чистейшем русском (напоминаем, что опера исполняется на итальянском языке), что все происходящее здесь «скучно и старомодно». Он, как строгий режиссер, подчинил всех своей воле, и действие переместилось в обыкновенный двор жилого дома. Соседствующие надписи «Бахетле» и «пиво» не оставили сомнений, что мы находимся в Казани. Так, в одном из казанских двориков кипела жизнь — люди любили, ревновали, играли и просто жили под музыку, написанную в XIX веке. Все переплелось — времена, эпохи, мир реальный и фантастический; зрительный зал и сцена стали равноценной площадкой для исполнения.
Для Москвы и Санкт-Петербурга подобные новаторские постановки уже стали традицией, но для Казанской оперы — это довольно смелый шаг. Что бы ни говорили и ни писали критики об этой трактовке итальянской оперы, важно то, что режиссер Юрий Александров поднимает актуальную на сегодняшний день проблему — как ставить оперу, имеющую многовековую сценическую историю? Использовать ли традиционный или современный подход? Делать ли из оперы «волшебную костюмированную сказку» или переносить действие в наши реалии, дабы подчеркнуть актуальность сюжета? В своей постановке режиссер задает этот вопрос зрителям, предоставляя им самим выбрать, что ближе по духу.
Постановка Александрова, безусловно, эпатирует и дразнит зрителя, привыкшего к благородному обращению с классикой. Тем не менее такой спектакль, безусловно, должен был появиться в Казани, хотя бы для того, чтобы понять, что опера может не только дарить слуховое и эстетическое наслаждение, но и побуждать к размышлению и дискуссиям.
В новом сезоне театра оперы и балета казанцев ждет еще одна премьера — на апрель 2015 года запланирован выпуск «Мессы си минор» на музыку И.С.Баха. Над постановкой работает выдающийся российский хореограф Владимир Васильев. В сезоне, проходящем под знаком 140-летия Казанской Оперы, зрителей ждут традиционные зимний Шаляпинский и весенний Нуриевский фестивали, а также оперные и балетные спектакли с участием ведущих солистов труппы и приглашенных звезд.
Екатерина Вербицкая
Фото: Александр Герасимов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: