Получение проправительственной «Единой Россией» 76% мест в Госдуме РФ привело к появлению в прессе комментариев по поводу предстоящего роста налоговой нагрузки со стороны ряда российских политиков. Тем не менее, эту дискуссию остановило пожелание президента России Владимира Путина, который распорядился не менять налоговый режим как для частных лиц, так и для компаний вплоть до 2019 года.
Хорошая новость заключается в том, что это решение позволит Минфину, ранее ограниченному в своих действиях неопределенностью налоговой политики, сверстать проект трехлетнего бюджета; плохая же новость связана с тем, что неопределенность в отношении налоговой нагрузки будет всего лишь перенесена за рамки трехлетнего проектного периода, но не снята с повестки.
Ранее правительство объявило о плане заморозить расходы федерального бюджета на уровне 15,8 трлн руб. в ближайшие три года, однако эта цифра вызывает ряд вопросов.
Во-первых, в этом году правительство действительно продемонстрировало склонность к жесткой бюджетной политике, заморозив зарплаты госсектора и отказавшись от второй индексации пенсий в 2016 году; уверенная победа партии «Единая Россия» на парламентских выборах подтверждает, что в данный момент население готово принять такой подход. Тем не менее, считаю, что это скорее тактическая мера, а не стратегический план, то есть любое снижение политической популярности может создавать повышательное давление на социальные обязательства государства.
Во-вторых, и это главное, существует большая степень неопределенности в отношении масштаба предстоящих военных расходов. Помимо регулярных оборонных расходов на уровне 1,7 трлн руб. в 2015 году, правительство финансирует программу модернизации, стоимость которой составляет еще 1,5 трлн руб. в год. В итоге совокупные расходы на оборону составили 4,0% ВВП в 2015 году. Полагаю, что на период с 2018 по 2021 гг. Минобороны попросит выделить 1,7 трлн руб. ежегодно на программу модернизации, тогда как Минфин готов предоставить 0,9 трлн руб.: всего в период с 2018 по 2025 гг. стоимость программы Минобороны оценивает в 22 трлн руб., тогда как, по оценке Минфина, она должна стоить 12 трлн руб.
В итоге, оцениваю риск дополнительного роста расходов в 1 трлн руб. в год сверх плана правительства, особенно с учетом бокового тренда в экономике и отсутствия драйверов роста.
Решение зафиксировать налоговую нагрузку предполагает, что при цене на нефть $ 50/барр. и неизменном уровне расходов бюджетный дефицит составит в среднем 1,5 трлн руб. в год в 2017—2019 гг. Средства Резервного фонда, которые сейчас составляют 2 трлн руб., судя по всему, будут израсходованы к середине 2017 года.
Конечно, всегда есть надежда на то, что восстановление цен на нефть до $ 70/барр. (это, по моей оценке, цена на нефть, балансирующая бюджет в 2016 году) решит проблему бюджетного дефицита. Однако в базовом сценарии правительству потребуется увеличить внутренние заимствования: предварительные планы предусматривают увеличение чистых заимствований с 0,3 трлн руб. в этом году до 1,3 трлн руб. в 2017 году.
Считаю, что увеличение чистых внутренних заимствований на 700 млрд руб. в год увеличит внутренние ставки на 1 п. п. При этом опция наращивания внешнего заимствования не выглядит приоритетной, так как она ликвидирует преимущества, которые бюджет получает от ослабления рубля.
Накопление долга, однако, противоречит прежней стратегии правительства по минимизации долговой зависимости и поддерживает мнение, что повышение налогов неизбежно.
Учитывая риски расходной части и неочевидную возможность наращивать долг, меня не удивляют комментарии официальных лиц о необходимости повысить НДС, подоходный налог или изменить ставку страховых взносов.
Повышение НДС было бы самой простой опцией для бюджета, однако этот вариант может ударить по инфляционным ожиданиям и противоречит концепции инфляционного таргетирования. Таким образом, мой базовый сценарий — это повышение подоходного налога (за счет введения прогрессивной шкалы налога или повышения неизменной ставки подоходного налога), однако это возможно только после выборов.
Повышение НДС или подоходного налога на 1 п. п. принесет дополнительно примерно 210−220 м лрд руб. в бюджет. Отказ от накопительной пенсионной системы в пользу сберегательных пенсий также, судя по всему, неизбежен и принесет в бюджет примерно 400 млрд руб. в год.
Главный вывод из представленной выше бюджетной политики заключается в том, что налоговая политика остается фактором большой неопределенности для экономики. Чем дольше правительство откладывает решение сбалансировать бюджет через повышение доходов, тем больше экономика остается в режиме ожидания.
Риски дополнительных социальных и главным образом оборонных расходов усилят давление на доходную часть бюджета и повысят вероятность более серьезного повышения налогов. Многочисленные комментарии Минфина по поводу возможного изменения пенсионной системы, налогообложения компаний и частных лиц распространяют эту неопределенность по всем секторам.
Хотя я разделяю мнение о том, что точное решение в отношении налоговых ставок может откладываться вплоть до 2018−2019 гг., считаю, что правительство должно прояснить стратегические приоритеты налоговой политики уже сейчас. В противном случае неопределенность по-прежнему будет диктовать не только более жесткую в сравнении с ожиданиями монетарную политику, но и более низкие в сравнении с ожиданиями темпы экономического роста.
главный экономист ОАО «Альфа Банк»
Наталия Орлова
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: