Решение вопроса о продлении «пенсионного моратория» на 2015 год ожидалось вчера на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, несмотря на то что вице-премьера Ольги Голодец на совещании не было. Заместители премьер-министра Игорь Шувалов и Дмитрий Козак, министр финансов Антон Силуанов, замминистров финансов Татьяна Нестеренко и экономики Евгений Елин представляли ведомства, выступавшие накануне против продления моратория. На совещании обсуждались «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, стратегия сокращения расходов госпрограмм и создание комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов.
Принципиально социальный блок правительства (Минтруд, Минздрав, ПФР) получил поддержку идеи продления моратория у премьер-министра еще в конце июля 2014 года, но ее пока не комментировал президент Владимир Путин. Впрочем, вопросы работы пенсионной системы в 2015—2017 годах, ставки НДС и НДФЛ на тот же период и стратегия сокращения госрасходов связаны, поскольку размер трансферта ПФР — самый крупный резерв Белого дома.
При этом сама по себе идея моратория не устраивала ни соцблок, ни его оппонентов. Социальные ведомства настаивали на возврате к полностью солидарной пенсионной системе (существовала в РФ до 2002 года), оппоненты — на запуске с 2015 года реформированной системы НПФ и перечислении ей уже собранных в 2013 году, но не перечисленных ПФР в НПФ накоплений. В итоге во второй половине дня стало известно об отмене назначенного ранее на 6 августа совещания в правительстве по вопросам Пенсионного фонда, а глава Минтруда Максим Топилин, находящийся в Воронеже на заседании Госсовета с Владимиром Путиным и Ольгой Голодец, официально заявил: решение о моратории принято. Госпожа Голодец после заседания подтвердила это, заявив, что Белый дом «продолжает обсуждать» полную ликвидацию накопительных пенсий.
Так или иначе, мораторий снижает вероятность повышения с 2015 года НДС или НДФЛ: Дмитрий Медведев вчера подчеркнул, что рост налогов может рассматриваться только как «крайняя мера». Мораторий, тем не менее — первое крупное решение Белого дома, которое уже после его принятия критикуют и Минфин, и Минэкономики, и Банк России.
ЦБ, под надзором которого с 2013 года работают НПФ, не участвовал в последнем обсуждении в правительстве вопроса о разрушении накопительного элемента пенсионного страхования, и для него дискуссия стала неожиданной. Источник в ЦБ констатирует, что продление пенсионного моратория «просто уничтожает» доверие граждан и участников финансового рынка к заверениям правительства и ставит под вопрос развитие не только НПФ, но и других сегментов российского финансового рынка.
«Решение о моратории на 2014 год принималось как временное — для создания системы гарантирования пенсионных накоплений, которое идет опережающим темпом. Второй год моратория — это потеря остатков доверия к политике правительства по развитию финансового рынка и к поддержке внутреннего спроса на финансовые инструменты», — говорит он.
Он также отмечает, что отсутствие пенсионных накоплений на облигационном рынке в 2015 году неизбежно приведет к росту ставок в экономике, и в том числе, по банковским кредитам.
Положение на долговом рынке существенно усугубляется негативным внешним фоном, и в условиях низкой инвестиционной активности обрезание спроса со стороны НПФ может иметь существенные негативные последствия для экономического роста — это вчера констатировали и в ЦБ, и в Минэкономики, и в Минфине. Резко увеличится и стоимость госзаимствований, которая уже сейчас не устраивает Минфин.
«Сегодня отменен очередной аукцион по ОФЗ, уже сейчас правительство не устраивают сложившиеся ставки», — отмечает собеседник в Банке России. Источник «РИА Новости» в Минфине говорит, что прогноз роста ВВП на 2015 год теперь следует снизить с 2\% до 1\%, прогноз инвестиций — на пять процентных пунктов.
По существу, ведомства заявляют, что решение, которое лишит рынок нескольких сот миллиардов рублей, является помимо очевидного нарушения ранее данных политических обещаний новым ударом по банкам и корпоративному сектору вслед за закрытием «кредитного окна» в США и ЕС — оно будет действовать аналогично санкциям.
«По итогам 2015 года НПФ и частные УК предполагали получить около 800 млрд руб.: 300 млрд руб.— это накопления непосредственно 2015 года, остальное — средства накопительной пенсии за второе полугодие 2013 года и деньги тех, кто выбрал частные пенсионные структуры в конце 2013 года», — говорит гендиректор ООО «УК „Капитал“» Вадим Сосков.
Оценки Минфина сходны: до 900 млрд руб., из которых около 700 млрд руб. — несостоявшиеся вложения в облигации, — это около 5\% ожидавшихся инвестиций 2015 года, 200 млрд руб.— несостоявшаяся депозитная база.
Главный аргумент в пользу моратория на 2015 год — гарантирование стабильности ПФР в условиях теперь уже очень вероятной рецессии следующего года: Белый дом не знает точно масштаб трудностей и поэтому стремится создать себе дополнительный резерв по расходам за счет накоплений клиентов НПФ.
«Санкции до сих пор не привели к видимым краткосрочным экономическим эффектам, но уже подпитывают деятельность правительства. Оно, похоже, решило объединить все возможные финансовые ресурсы на своей стороне», — говорит Дмитрий Полевой из ING Russia.
При этом пока нет ясности, получат ли НПФ и рынок средства накоплений за 2013 год: по существу, только надежды получить в 2016 году доступ к этим деньгам будут основанием для уже акционировавшегося НПФ оставаться в этом бизнесе.
«Однократное изъятие новых накоплений — за 2014 год — серьезно не повлияло на модель бизнеса нашего фонда, замораживание накоплений за 2015 год отодвинет окупаемость наших расходов по привлечению новых клиентов еще на год, но не это главное. Смущает то, что никто не может гарантировать, что и в 2016 году не произойдет то же самое, и нет уверенности в судьбе накопительного компонента в принципе», — говорит источник в одном из крупных НПФ.
Цена полной ликвидации накопительного компонента в несколько раз больше: конфискация накоплений с переводом их в ПФР даст правительству экономию до 1,5−2 трлн руб. трансфертов в фонд — то есть еще два года относительно ненапряженного бюджета без заимствований. Но это не бесплатный ресурс: соответствующий рост обязательств солидарной части системы уже увеличит дефицит ПФР с 2022 года.
Вопрос об увеличении пенсионного возраста вновь возникнет к 2018 году — к тому времени все внутренние резервы для его неповышения будут исчерпаны и в уже полностью солидарной пенсионной системе.
Дмитрий Бутрин, Анастасия Мануйлова, Иван Кузнецов/Коммерсантъ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: