В Казани прошла пресс-конференция по ситуации вокруг туроператора «Лабиринт», который заявил о приостановке деятельности 2 августа. Как выяснилось, все, что могут сделать потерпевшие — это вернуться в Россию, если отдых уже начался, или подать заявление в страховую компанию в надежде получить компенсацию, если в отпуск отправиться не удалось.
Чиновники и представители отрасли рассказали о том, что делать пострадавшим татарстанцам и как «самое масштабное крушение года» отразится на туриндустрии республики.
У «Лабиринта» особый стиль работы
«Приостановка деятельности компании „Лабиринт“ произошла в пик туристического сезона, когда клиенты либо уже находятся за рубежом, либо готовятся к отправлению — оплатили путевки и ждали даты вылета», — констатировал председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.
По словам Иванова, оператор ведет себя «закрыто и некорректно».
Списки пострадавших «Лабиринт» не предоставил в Ростуризм до сих пор.
К примеру, печально известная турфирма «Нева», объявившая о банкротстве в июле, представила в федеральное ведомство перечень потерпевших клиентов в тот же день.
Поведение и «особый стиль работы» туроператора — основная причина, по которой оценить масштаб ущерба, нанесенного татарстанским туристам, пока невозможно — никто точно не знает, сколько путевок продано и сколько человек могут рассчитывать на компенсацию от страховой компании.
Напомним, первый невылет туристов «Лабиринта» из Казани на отдых состоялся 3 августа, однако «пик» пришелся на понедельник. С пассажирами работали сотрудники аэропорта. Туристам в билетах были проставлены отметки для дальнейших разбирательств, как выразилась начальник службы организации перевозок казанского аэропорта Анастасия Васина, «чтобы были основания предоставить в необходимые органы доказательства, что туристы действительно находились в аэропорту».
Однако ко вторнику ажиотаж спал. «За отметкой в билет сегодня обратилось чуть более 10 человек», — констатировала она.
Туристов, уже находящихся на отдыхе, авиакомпании доставляют в Казань, однако из Казани клиентов «Лабиринта», не оплативших перелет повторно, уже никто и никуда не отправляет.
В Татарстане оператор сотрудничал с российским авиаперевозчиком «Оренбургские авиалинии» по направлениям: Тунис, Болгария, Испания, Турция, Египет, с греческой авиакомпанией «Aegean Airlines» (о. Крит, Родос, Кос, Корфу) и с турецким перевозчиком «OnurAir» (Анталия).
Присутствовавший на пресс-конференции представитель греческого перевозчика Муслим Галиев признался, что приостановка деятельности туроператора — большая потеря для рынка.
«Авиакомпании заинтересованы в пассажиропотоке, и направления „Лабиринта“ были интересными. Только мы в неделю выполняли по 5−6 рейсов. Конечно, это большая потеря для рынка».
Туристы, осознавшие, что на отдых они не полетят, стали штурмовать страховую компанию. Финансовая гарантия туроператора, представленного на рынке тремя компаниями, составляет 160 млн руб. Так, в СК ВСК застрахована ответственность ЗАО «Лабиринт-Т» (на 30 млн руб.), ООО «Компания Лабиринт» (на 30 млн руб.), ООО «Лабиринт» (на 60 млн руб.). Еще на 40 млн руб. ООО «Лабиринт» застрахован в печально известной СК «Восхождение», обеспечившей фингарантией турфирму «Нева».
По словам исполнительного директора казанского филиала ОАО «ВСК» Виктора Рудакова, прием заявлений от потерпевших начался с понедельника, и в первый же день в офис страховщика в Казани обратились более 70 человек.
Перечень документов, необходимых для подачи заявления на получение страхового возмещения, есть на сайте ВСК.
Между тем, клиенты «Лабиринта» могут избежать личного визита в офис — документы можно направить почтой, однако в этом случае они должны быть нотариально заверены. Документы Рудаков рекомендовал подать в течение месяца.
«По поводу сроков выплат говорить еще рано, так как у нас есть договорные отношения с „Лабиринтом“, мы их исполняем. Как только мы обработаем всех клиентов, которые к нам обратятся, будет решаться вопрос выплат. Разницы нет, подали ли вы документы 4 августа либо 2 сентября. Приоритета выплаты ни у кого не будет. Все будет решаться после того, как все клиенты подадут заявления», — пояснил Виктор Рудаков.
Примечательно, что в отличие от рядовых сотрудников аэропорта, страховой компании и авиаперевозчиков, представитель «Лабиринта» в Казани работать с, мягко говоря, раздосадованными туристами отказывается. Как заявил Сергей Иванов, сотрудники туроператора проигнорировали и приглашение провести с пострадавшими клиентами разъяснительную работу непосредственно в аэропорту, и принять участие в пресс-конференции.
Удар по имиджу туриндустрии
Эксперты не сомневаются: крушение «Лабиринта» — одного из крупнейших игроков, кстати, демпинговавшего на рынке, сильно ударит по туриндустрии и ее репутации. Особенно в регионах.
«Лабиринт» был очень сильно представлен в чартерных программах в регионах. Он продавал продукты значительно дешевле, и в некоторых фирмах РТ продажи «Лабиринта» составляли до 50\%. Это очень большие объемы по сравнению с другими туроператорами", — констатирует вице-президент Ассоциации туроператоров Татарстана Евгений Никулин.
Фото: ИТАР-ТАСС
«Туриндустрия Татарстана однозначно почувствует банкротство „Лабиринта“ — это отразится и на доверии к отрасли, и на работе агентств, — уверен и гендиректор магазина путешествий „Компаньон СП“ Сергей Пасечник, по словам которого, для мелких турагентств работа с данным оператором оказалась „временем, потраченным впустую“. — Сейчас очень важно, как поведет себя страховая компания ВСК, кому и в каком объеме достанутся деньги. Безусловно, больше всех пострадают агентства, работающие по „серым“ схемам — они не смогут рассчитывать вообще ни на какую компенсацию — у них на руках нет „белых“ документов».
Эксперты констатируют, что многим турагентствам в республике придется переориентироваться — но далеко не все мелкие участники рынка к этому готовы. Остальным — предстоит доказывать клиентам, что они на рынке всерьез и надолго.
«Компании, которые считают, что они могут работать на этом рынке, и уверены, что не ведут свою компанию к банкротству, обязаны увеличить размер страхового покрытия. В разы. Чтобы у туристов была гарантия того, что даже если с туроператором что-то произойдет, суммы страхового покрытия будет достаточно, чтобы компенсировать свои затраты. На сегодняшний день, к сожалению, у большинства туроператоров, даже федеральных, размеры страхового обеспечения минимальны», — резюмировал Сергей Иванов.
- Телефон «горячей линии» Госкомитета по туризму Татарстана: (843) 222−81−59;
- Телефоны «горячей линии» Ростуризма: (495) 607−38−91, (495) 607−36−07, (495) 608−29−37, 8−985−226−82−71, 8−917−540−51−21;
- ВСК в Казани: ул. Н. Столбова, д. 2.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: