Татарстан намерен запустить электронную систему оформления больничных листов. Республика вошла в число пилотных регионов, где происходит тестирование технологии. Разработчики утверждают, что электронный листок нетрудоспособности невозможно потерять или неправильно заполнить, а его введение позволит сократить нагрузку на медработников и искоренить бумажную волокиту.
Редакцию портала TatCenter.ru посетил управляющий региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РТ Рамиль Гайзатуллин и ответил на спорные вопросы о преимуществах электронного больничного листа, о том, есть ли у него недостатки, и какие задачи позволит решить его введение в Татарстане.
— Электронный больничный — звучит понятно, но в то же время вызывает массу вопросов. Скажите, что это такое, и что подразумевает под собой технология?
— Электронный больничный — это новый формат ведения электронного документооборота, касается он именно больничных листов. В среднем по России 200 млн рублей ежегодно тратится только на выпуск бланков больничных листов. Бланки эти, к сожалению, портятся, например, некорректно заполняются. Возникают дополнительные затраты на перевыпуск… В рамках электронного документооборота было принято решение о внедрении электронных больничных листов. Основная идеология проекта — облегчение работы врача, защита самого больничного листа, например, от подделок, и интеграция в единую информационную систему. Технология представляет собой центральную базу данных, куда «заливается» информация о больничных листах, именно та часть, которая выписывается из истории болезни.
— Не совсем понятно, как это будет осуществляться?
— Создается определенный центр обработки данных, куда имеет доступ Фонд социального страхования (ФСС) — он, кстати, будет держателем этой базы. Туда имеют доступ медицинские учреждения, которые заполняют истории болезней, на основании чего и будет автоматически формироваться электронный листок нетрудоспособности. Туда имеет доступ работодатель, который может «вытащить» из этой базы данных листок нетрудоспособности застрахованного работника, и сам работник, который может через свой личный кабинет следить за любыми движениями по этому листку. Например, за начислением пособий, открытием или закрытием листка нетрудоспособности, и так далее. Вот основная идея, которую мы преследуем, внедряя технологию.
— На какой стадии проект находится сегодня?
— Надо сказать, что над этим проектом мы работаем уже более двух лет. Информационные технологии не стоят на месте, многое меняется. В Москве ФСС разработал «Дорожную карту», по которой будет внедряться этот проект. Поскольку Татарстан является одним из самых информационно развитых регионов и одним из регионов, где зарождалась концепция электронного больничного листа, планируется, что к 2015 технология может заработать. Уже сейчас в Татарстане она отрабатывается на двух предприятиях — «Казаньоргсинтез» и РЖД. Отрабатываем именно механизм того, как работает технология.
— Почему именно с этими предприятиями работаете?
— У каждого из этих предприятий есть собственная поликлиника — работники находятся в замкнутом цикле. Пока система полностью не будет отшлифована, пока не будут выявлены все ее плюсы и минусы, говорить о точной дате запуска преждевременно. Только после того, как технология будет отлажена, можно будет говорить о том, когда стартует пилот.
— В июле сотрудники ФСС по РТ посетили Литву, где ознакомились с опытом Литвы по внедрению электронного больничного. Будет ли татарстанская система повторять технологию, или создается абсолютно новый продукт?
— Получилось так, что наша технология очень похожа на ту, что реализована в Литве. Их система интересна тем, что создана центральная база данных, в которую имеет доступ работодатель, медучреждение и застрахованный работник. Мы хотим аналогично реализовать этот момент. Принципиальное отличие в том, что в Литве заболевший человек сам может закрыть больничный — он просто выходит на работу, и все. Работодатель, видя, что работник находится на рабочем месте, закрывает больничный листок в базе данных. В Литве система единая, если у нас сейчас работодатель сам заполняет данные, например, о стаже, зарплате и так далее, то в Литве такого нет. Работодатель просто пишет, что работник вышел, все остальное заполняет система. Мы также стремимся к полной автоматизации.
— Интересно, сколько стоит этот проект, и кто его финансирует: деньги выделяются из бюджета Татарстана, или под него выделяются федеральные средства?
— Проект полностью федеральный. Пока трудно сказать, кто именно будет его финансировать, но основное финансирование, думаю, будет федеральным, поскольку программа разрабатывается на федеральном уровне. Но, возможно, соучастие, софинансирование Татарстана все-таки будет. Пока что точной стоимости проекта нет, поскольку возникает очень много вопросов.
— Каких, например?
— Основная сложность — в защите персональных данных. Проект, повторюсь, полностью федеральный, и необходимо определиться на федеральном уровне, как именно персональные данные будут защищаться. Это вопрос номер один, самый основной. Второй вопрос: необходимо, чтобы все медработники, которые выписывают листок нетрудоспособности, имели ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП). Как только эти два спорных вопроса решаться, станет понятно, куда дальше двигаться, и сколько проект будет стоить.
— Это основные спорные моменты реализации проекта, или существуют дополнительные сложности?
— Да, это основные. Еще один момент, который хотелось бы отметить — осуществление взаимодействия между заинтересованными министерствами и ведомствами.
— А основные преимущества от внедрения проекта можете перечислить — что получит Татарстан и рядовые потребители после внедрения электронного больничного?
— Для Татарстана реализация проекта — это внедрение новых технологий и точная, единая база данных. Скажем так, сейчас государство в лице ФСС просто «зашивается» в этих листках нетрудоспособности. При внедрении электронного листка нетрудоспособности Татарстан реализует и технологию прямых выплат. То есть, ФСС будет напрямую выплачивать средства работникам, и работники не будут зависеть от своего работодателя, который, например, может обанкротиться или оказаться недобросовестным…
— А что поменяется для работодателей? Как изменится их работа после внедрения электронного больничного?
— В идеале — облегчится работа бухгалтеров, уйдет бумажная волокита по заполнению листка нетрудоспособности. Все данные, которые им необходимы, они смогут получить из единой базы. Если включается механизм прямых выплат, то все расчеты производятся между ФСС и работником. Это существенная экономия времени и средств. Для самих граждан ничего не меняется — после выздоровления при выписке работник будет получать идентификатор — комбинацию цифр, подтверждающий факт болезни и облегчающий работодателю поиск больничного листа. Сейчас также прорабатывается этот момент, в какой именно форме будет реализована выдача идентификатора.
Беседовала Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: