Мнения Рубрики
27 Сентября 2016, 10:40

«Гибридное финансирование спасет промышленное импортозамещение в Татарстане»

В Татарстане утвержден план развития промышленного импортозамещения. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнения» экономист Ленар Салимов объясняет, почему документ не затеряется в бескрайнем океане аналогичных программ ввиду доминирования в тексте общих призывов к «развитию конкурентоспособного производства», а все же станет весомым шагом к реализации в республике инновационных проектов.

Постановлением кабмина РТ № 639 от 13 сентября был утвержден план мероприятий по развитию импортозамещения в промышленности Татарстана на 2016 год.

На первый взгляд вышеуказанный план должен был затеряться в бескрайнем океане аналогичных программных документов ввиду доминирования в тексте общих фраз и призывов к «развитию конкурентоспособного производства». Однако мое внимание привлек раздел вышеуказанного плана «Мероприятия по реализации инвестиционных проектов», особенно пункт № 13 «Обеспечение функционирования Фонда развития промышленности Республики Татарстан».

Скепсис большинства экспертов к подобному «нормотворчеству» не только на региональном и муниципальном, но и даже на федеральном уровне обусловлен, прежде всего, двумя причинами. Во-первых, отсутствием аналитических расчетов для обоснования эффективности планируемых мероприятий. Во-вторых, неопределенностью финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов, либо использованием исключительно средств государственного бюджета.

В контексте достаточности доказательной базы сенсации не случилось: разработчики документа не обнародовали результаты экономико-математических расчетов.

Ленар Салимов

Но приятно удивил подход к финансированию заявленных мероприятий в части развития промышленного предпринимательства в Татарстане. Предлагается использовать на паритетной основе средства Фонда развития промышленности (далее, ФРП), Инвестиционно-венчурного фонда РТ, банковских кредитов и собственных средств инвестора.

Для справки напомню, что ФРП — государственное учреждение и институт развития, основная задача которого — предоставление займов промышленным компаниям на льготных условиях для развития импортозамещающих и экспортоориентированных производств и перехода на наилучшие доступные технологии.

В 2015 году правительство предоставило ФРП 20 млрд рублей, в 2016 году — 23,7 млрд рублей, в перспективе до 2018 года планируется сумма займов в размере 70 млрд рублей. Летом 2016 года федеральный ФРП запустил программу совместных с региональными фондами развития промышленности займов на реализацию производственных проектов. 70\% суммы займа предоставит федеральный ФРП, 30\% — региональный фонд. Заявки принимают региональные фонды, решение о софинансировании — Экспертный совет ФРП, опираясь на заключение регионального фонда.

Первыми к программе присоединились региональные фонды развития промышленности Ульяновской и Челябинской областей, Республики Татарстан. ФРП и ИВФ РТ будут выдавать займы бизнесу под 5\% годовых. По заявлению директора ФРП Алексея Комиссарова, Фонд уже предоставил трем местным предприятиям Татарстана займы общим объемом 1,3 млрд руб. на реализацию промышленных проектов стоимостью 19,8 млрд рублей.

Инструменты и возвратного, и безвозвратного финансирования проектов технологической модернизации имеют преимущества и недостатки.

В частности, дотации и иные формы безвозвратного бюджетного финансирования объективно порождают иждивенческие настроения, провоцируют риск своеобразного «шантажа» в адрес государства в части «срочной дополнительной» потребности увеличения финансирования для завершения проекта или бесперебойной эксплуатации и обслуживания объекта. Что касается широкой линейки банковских кредитов, то типичный российский банк — это консервативный инвестор, а инновационные проекты априори высоко рискованные.

Как следствие, необходим финансовый «винегрет» — гибридное финансирование.

ФРП практикует 4 программы: заем, проектное финансирование и две программы субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставленным российскими банками. Для реализации проектов промышленного производства на территории Татарстана по программе займов ФРП на стадии «Одобрено» — 402 млн руб., на стадии «Профинансировано ФРП» — 1,3 млрд руб., по программе проектного финансирования предоставлен 1 млрд руб. в кредит, в рамках программ субсидирования процентных ставок по банковским кредитам — 356 млн руб. субсидировано ФРП.

Ознакомившись с проектами, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, производственные площади рассредоточены в разных городах и муниципальных образованиях Татарстана (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Заинск, Менделеевск, Зеленодольск, Столбище, Камские Поляны), что расширяет возможности трудоустройства, особенно в случае успешной реализации инвестиционных проектов.

Во-вторых, инвестиционные проекты предполагают производство разнообразных товаров (фармацевтическое и иное химическое производство, машиностроение, производство электрического оборудования и прочих товаров, крайне востребованных на внутреннем рынке), что способствует диверсификации региональной экономики и решению проблем, присущих моногородам.

В-третьих, планируется создание свыше 1,1 тыс. рабочих мест (в рамках проектов по программам проектного финансирования и предоставления займов); привлечение внебюджетных инвестиций в объеме свыше 18,8 млрд руб. (помимо суммы займов ФРП); прирост выручки от реализации произведенной продукции в объеме свыше 29 млрд руб. (в рамках программ предоставления займов); прирост будущих налоговых поступлений в объеме свыше 8,7 млрд руб. (в рамках проектов по программам проектного финансирования и предоставления займов).

Таким образом, 3 млрд руб., предоставленные ФРП, способствуют привлечению свыше 18 млрд руб. частных инвестиций и «возврату» бюджетных инвестиций в государственный бюджет в виде прироста налоговых платежей.

Игнорирование остальных разделов предложенного кабмином РТ плана мероприятий по развитию импортозамещения в промышленности Татарстана обусловлено архаичностью их содержания. В частности, краеугольным камнем любого инновационного проекта в современных условиях является агрессивный веб-маркетинг и анализ конкурентной среды. Однако, следуя правилу «из двух зол выбирай меньшее», необходимо констатировать, что анализируемый план — весомый шаг к реализации инновационных проектов в Татарстане.

д.э.н, проф. кафедры «Финансы и кредит»

Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП),

директор НИИ экологизации социально-экономических систем

Ленар Салимов

Специально для TatCenter.ru*

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
23 Ноября 2024, 10:16

Стоимость дизтоплива в РТ выросла на 0,47% С 11 по 18 ноября 2024 года

Следом идет бензин марки АИ-98 и выше — рост на 7 копеек до 78,47 рубля.

На автозаправках Татарстана за последнюю неделю, с 11 по 18 ноября, больше всего выросло в цене дизельное топливо — средняя стоимость превысила 63 рубля за литр. Согласно данным Татарстанстата, дизтопливо стало лидером по темпам роста цен, увеличившись на 30 копеек до 63,29 рубля.

Далее следует бензин марки АИ-98 и выше, который подорожал на 7 копеек до 78,47 рубля. Менее заметно вырос в цене 95-й бензин — до 56,26 рубля. Однако за последнюю неделю немного подешевел 92-й бензин — за неделю он снизился на 1 копейку и сейчас стоит в среднем 51,9 рубля за литр.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане выросла стоимость бензина марки АИ-98 — с 77,55 до 78,28 рублей за литр.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: