— Заметили ли в Управлении кризис, который был на рынке недвижимости в 2009—2010 годах? Если да то, как он отразился на деятельности Управления и какова ситуация в этом году?
— Кризис рынка недвижимости 2009−2010 г. г., который, явился следствием общемирового экономического кризиса, безусловно, отразился на показателях деятельности Управления за этот период. Характерным для 2009 года стало снижение количества регистрационных действий, как с жилыми помещениями, так и с земельными участками, особенно резкое снижение количества регистрационных действий наблюдалось в сфере государственной регистрации ипотеки, только по Казани снижение составило 70\%.
С начала 2010 года ситуация стабилизировалась, с марта 2010 года наблюдается рост государственной регистрации ипотеки.
За 5 месяцев 2010 года наблюдается общий рост числа регистрационных действий по Республике Татарстан — 23,7\% (282 336).Число регистрационных действий на жилые помещения по сравнению с аналогичным периодом возросло на 46\%, по ипотеке на 71\%, по г. Казани увеличение на 27,8\%.
— 1 марта 2010 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный Закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Какие новые возможности появились у заявителей?
— 1 марта 2010 года вступили в силу изменения в законодательстве, которые в значительной степени расширяют возможности заявителя при обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Первое изменение в процедуре приема документов связано с исключением кадастрового паспорта на объект недвижимости из перечня документов, представление которых необходимо при заявлении о государственной регистрации прав на объект недвижимости. Законодатель предусмотрел возможность регистратора получить для целей регистрации кадастровый паспорт в органе кадастрового учета без участия заявителя. В случае, если кадастровый учет был произведен, то сложностей не возникает.
Однако и в случае, когда рассмотрению заявления о регистрации права должна предшествовать процедура кадастрового учета, ситуация для заявителя упрощается, так как оба заявления (и о регистрации, и о кадастровом учете) заявитель подает одновременно в регистрирующий орган. По завершению процедуры кадастрового учета, начинается рассмотрение заявления о регистрации.
Следует обратить внимание, что исключение из перечня необходимых для регистрации документов такого документа как кадастровый паспорт, не означает исключение необходимости кадастрового учета объекта недвижимости перед регистрацией прав на него. Подтверждением этого служит и появление нового основания для отказа в регистрации, в котором указано что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Во-вторых, у заявителей появилась возможность направить заявление о государственной регистрации (или о приостановлении регистрации, либо о предоставлении информации о зарегистрированных правах) посредством почтового отправления. При этом законодательство сохраняет требование о фиксации личного обращения за регистрацией, что достигается путем нотариального засвидетельствования подлинности подписи заявителя на заявлении.
Почтовое отправление должно быть с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. При наличии соответствующего указания в заявлении, свидетельство о государственной регистрации прав и иные подлежащие выдаче документы направляются заявителю также посредством почтового отправления.
В результате этих изменений, у заявителя появилась возможность зарегистрировать право или сделку с недвижимостью без визита в регистрирующий орган, что, несомненно, удобно при обращении иногородних правообладателей, для лиц, которым обращение в присутственное место затруднительно в силу личных обстоятельств, а также для всех, кто страшится очередей.
Также у заявителей появилась возможность воспользоваться экстерриториальным запросом. Под экстерриториальными запросами понимается запрос о предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) сведений об объекте недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на который данный территориальный орган Росреестра не уполномочен осуществлять в соответствии с Законом № 122-ФЗ и запрос о предоставлении обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на любой территории РФ.
— В новом законе прописана возможность получения сведений из кадастра и реестра с использованием Интернета. Как это будет происходить на практике?
— В настоящее время в Росреестре имеется свой Портал в сети Интернет, через который можно будет заказывать информацию из ЕГРП и из ГКН (государственный кадастр недвижимости) на любой объект недвижимости, расположенный на территории Российской Федерации. Информация из ГКН подобным способом в Республике Татарстан в настоящее время уже предоставляется Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата по Республике Татарстан» (на 16 июня 2010 года количество обращений составило 6965).
Предоставление сведений из ЕГРП через Портал Росреестра в настоящее время не внедрено, поскольку не установлен порядок предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРП, и не определен механизм внесения платы в электронном виде за предоставление сведений из ЕГРП.
— Раньше главным показателем активности рынка недвижимости всегда были очереди в регистрирующих органах. Можно ли сейчас заметить этот показатель активности?
— Если бы мы знали, что пресса воспринимает очередь в залах Управления как показатель активности рынка недвижимости, Росреестр бы не предпринимал столько мер для ликвидации этих очередей.
А если серьёзно, очередь в нашей службе всегда вызывала обеспокоенность и нашу, и руководства республики, и для ликвидации очередей сделаны серьёзные шаги на всех уровнях. Четыре года назад службе было выделено помещение на Авангардной, 74 с большими залами для посетителей, что позволило в разы увеличить количество линий приёма граждан. Действует система «электронная очередь», действует предварительная запись, «живая очередь», мы одними из первых принимаем участие во всех пилотных проектах Росреестра, направленных на улучшение работы с гражданами, последний проект — оказание государственных услуг в электронном виде.
Татарстан — один из 12 регионов, в которых в электронном виде оказываются все услуги Росреестра,
Мы стараемся предусмотреть всё для экономии времени посетителей — в помещениях отделов нашего Управления располагаются Банки, нотариусы, почтовые отделения, услуги ксерокопирования, прочие необходимые для граждан службы.
Конечно, времена изменились, скорость жизни возросла, и наши граждане словом «очередь» иногда называют 5−6 человек перед собой. Замечено, что количество заявителей существенно возрастает, когда проводятся какие-либо акции, как, например, выделение квартир участникам и инвалидам ВОВ, или программа социальной ипотеки для молодых семей, во время реализации которой резко возросло количество посетителей в окнах выдачи информации из ЕГРП. Мы реагируем оперативно, организуем дополнительные линии приёма за счёт снятия специалистов с других направлений работы, дополнительные линии консультирования.
— Часто ли регистраторы выявляют ошибки заявителей при регистрации недвижимости? Какие ошибки наиболее типичны?
— Как таковых ошибок сам заявитель при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним совершить не может, так как государственная регистрация права происходит без участия заявителя, однако, если к ошибкам отнести подготовку документов, представляемых на государственную регистрацию, то это непредставление необходимых в соответствии с действующим законодательством документов или представление документов ненадлежащего качества, например содержащих подчистки или неоговоренные исправления, ошибки в описании объекта или в паспортных данных заявителей (если речь идет о договорах, совершаемых в простой письменной форме).
Кроме того, что касается сделок, совершенных в простой письменной форме, иногда заявители обращаются за государственной регистрацией права (сделки), представляя все необходимые документы, кроме самого договора, полагая, что этот документ составляется сотрудниками Управления. Это является ошибкой, поскольку в полномочия Управления, подготовка указанных документов не входит, а договор в данном случае, является правоустанавливающим документом и должен быть, на момент обращения за государственной регистрацией, составлен и подписан сторонами.
К довольно распространенным ошибкам относится неверное формирование в заявлении о государственной регистрации объема тех прав, которые принадлежат, согласно правоустанавливающим документам, заявителю. Например, гражданин обращается за государственной регистрацией права собственности на квартиру, о чем указывает в заявлении о государственной регистрации права, однако договор купли-продажи свидетельствует о наличии у него лишь ½ доли в праве на данный объект. В этом случае регистрация на заявленный объем прав возможна только в том случае, если заявитель представит иной правоустанавливающий документ, который будет указывать на наличие у него прав на оставшуюся долю.
Для устранения указанных ошибок регистратор самостоятельно или по заявлению лиц, обратившихся за регистрацией, приостанавливает государственную регистрацию и уведомляет заявителя о том, какие действия ему необходимо совершить для того, чтобы эти ошибки устранить.
В случае, если заявитель в течение срока приостановления выявленные ошибки устраняет, государственная регистрация возобновляется.
— В Татарстане активно развиваются современные Интернет-технологии. Не обошли они стороной и вашу сферу деятельности. Расскажите, пожалуйста, как сегодня развивается это направление? Чем смогут в ближайшее время воспользоваться татарстанцы?
— Нельзя сказать, что раньше не было электронных услуг. С момента создания нашей организации мы планомерно работали над улучшением доступности наших услуг для граждан, в том числе и в электронном виде. Сайт Управления работает уже 5 лет, с 2006 года через него заявители имеют возможность узнать о готовности документов. В том же году была внедрена электронная очередь в здании Управления. Поэтому современное состояние дел мы считаем закономерным итогом этой долгой и непростой работы, выполненной нашими специалистами.
Нас радует, что электронные услуги становятся востребованы обществом. Основные проблемы, сдерживающие развитие электронных услуг в России лежат в области инфраструктуры и законодательных ограничений. В последние годы в этом плане многое изменилось. На данный момент ведутся работы по привлечению к сотрудничеству Удостоверяющих центров, которые окажут содействие в продвижении получения государственных услуг среди заинтересованных лиц и повысят доступность услуг, требующих использование электронно-цифровой подписи при направлении обращений.
— Какие первоочередные задачи сейчас стоят перед Управлением?
— Сейчас Камское региональное управление геодезии и картографии (Камское УГК) реорганизуется в форме присоединения к Управлению государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Процесс реорганизации должен быть завершён до 1 сентября текущего года. Основное внимание при её проведении направлено на то, чтобы не допустить сбоев в текущей работе Камского УГК по оказанию государственных услуг.
Главной проблемой в работе остается неактуальность инструкции по геодезическому надзору, ее несоответствие современным условиям геодезической и картографической деятельности в регионе.
Основной задачей, которая перейдёт в ведение Управления Росреестра по Республике Татарстан после реорганизации, является обеспечение соблюдения законодательства в области геодезии и картографии, проведение выездных проверок геодезических организаций и изучение предоставленных документов, как в целях лицензирования геодезической и картографической деятельности, так и направления материалов завершённых работ в картографо-геодезический фонд. В число основных государственных услуг входит также предоставление материала и данных картографо-геодезического фонда по запросам заинтересованных лиц.
Особое внимание следует также уделить более широкому внедрению современных геоинформационных технологий, для этого следует обеспечить обновление и сделать более доступными электронные карты и планы. Поэтому в числе перспективных задач стоит создание специализированного геоинформационного портала предоставления такого рода услуг. Решение этой непростой задачи планируется обеспечить на федеральном уровне.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: