Новости
08 Июля 2014, 15:56

Бесспорного закона не бывает…

Заключительное заседание провел Госсовет Татарстана IV созыва, итоги работы которого подвел Фарид Мухаметшин. Корреспондент портала TatCenter.ru наблюдал, как спикер оправдывал безынициативность отдельных парламентариев тем, что «не каждому депутату дано писать законы», и подтвердил намерение продолжить переговоры с Кремлем о сохранении «президентства» в республике.

Во вторник, 8 июля в Казани прошло заключительное, 53-е заседание Госсовета РТ. Черту под насыщенной повесткой дня, как, впрочем, и под всей пятилетней работой парламентариев подвел спикер — Фарид Мухаметшин выступил перед депутатами и президентом Татарстана с обширным итоговым докладом и провел пресс-конференцию для журналистов.

Бесспорного закона не бывает

Парламент Татарстана, по словам Мухаметшина, никогда не занимал выжидательной позиции — за пять лет работы в Госсовете прошло 55 заседаний, на которых было принято, ни много ни мало, 569 законов и 3082 постановления.

Между тем, далеко не всех депутатов можно назвать законотворцами — почти половина из них за годы, проведенные в депутатском кресле, не предложили ни одного законопроекта. Однако активность народных избранников на поприще написания законов Фарида Мухаметшина ничуть не смущает. «Не всем это дано», — поддержал коллег спикер и добавил, что задача «всем писать законы» перед парламентариями не стояла.

«Бесспорного закона не бывает. Какая-то часть населения и правоприменители его принимают, другие — пытаются его или обойти или проигнорировать, — констатировал Фарид Мухаметшин. — Но закон есть закон. Перед нами стояла задача принимать те законы, которые большинство населения поддерживает и воспринимает, и законопослушание через это повысить».

Больше самостоятельности субъектам

Кстати, сами депутаты деятельность Госсовета IV созыва и принятые ими же законы оценили неоднозначно.

К примеру, в числе положительных инициатив депутат Рафаил Нурутдинов вспомнил закон, ограничивающий продажу спиртных напитков, что сокращает алкоголизацию населения. Депутат Альберт Бикмуллин посетовал, что мировые судьи в республике выбираются неправильно — фактически отсутствует конкурсная основа, что приводит к росту судебных ошибок. Депутат Рафаэль Хакимов признал, что за время работы многое бы изменил и, основываясь на опыте, отметил, что интересы Татарстана необходимо отстаивать жестче. Некоторые республиканские законы, по словам Хакимова, являются «лучше федеральных», однако Татарстан вынужден приводить их в соответствие, «потому что надо соответствовать, а не потому что они плохие».

«Уверен, это бесперспективно. Надеюсь, в Москве задумаются, что субъекты должны смотреть не только вверх, но и использовать свои потенциальные возможности. Тогда и экономика двинется вперед», — добавил Хакимов.

К слову, тему самостоятельности и потенциальных возможностей регионов поднимал и Фарид Мухаметшин. По словам спикера, Татарстан остается одним из самых активных субъектов по количеству выдвинутых на уровень Госдумы РФ законодательных инициатив. А вот доля законодательной независимости у региона — скромная.

«Федерального законодателя надо побуждать к тому, чтобы больше прав и полномочий в этой части отдавалось субъектам, — подчеркнул Мухаметшин и уточнил суть своего высказывания: в Кремле не должны думать, что отдельно взятый федеральный закон „устраивает всех“. — Рамочный закон может принять федеральный центр, отдавая право субъектовым законам».

Почему мы должны добровольно отказываться от «президентства»?

Бесспорно, одним из ключевых заявлений Фарида Мухаметшина стало то, что Татарстан продолжит переговоры с Кремлем в отношении сохранения статуса «президент» в наименовании высшего должностного лица республики.

«Мы считаем, что этот закон (об отказе от слова „президент“ в наименовании глав субъектов РФ — ред.) принят с превышением полномочий Госдумы. Это же известно. Действующими нормами Конституции России прописано, что субъекты сами определяют структуру власти и названия парламента и руководителей исполнительной власти», — напомнил Мухаметшин.

Татарстан, по его словам, сложившийся субъект России, где действующий президент присягал на нормах Конституции РТ и РФ. Так что «наследство» по решению этого сложного вопроса оставлено депутатам Госсовета республики следующего созыва неспроста — переговоры по сохранению «президентства» продолжаются.

«Президентов сегодня, всяких компаний, клубов, ну полно же… А здесь какая-то, во всяком случае, мне непонятная, попытка унифицировать по стране губернаторов, глав., — пояснил Мухаметшин. — Позиция президента Республики Татарстан до сегодняшнего дня была такой, что он присягал Конституции на базе действующего договора и вступил в должность „президента Республики Татарстан“. Почему мы должны от него добровольно отказываться? Посмотрим. Мы же с вами живые люди. Вы будете очевидцами, а мы, может, при стечении обстоятельств, — участниками этого процесса».

При этом Мухаметшин намекнул, что сохранить президентский статус главы республики можно было бы не только потому, что «народ просит», но и потому, что Татарстан — единственный субъект, имеющий особый договор с «федералами» (Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ» подписан в Москве 15 февраля 1994 года президентами Б. Ельциным и М. Шаймиевым в двух экземплярах, каждый на русском и татарском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, — ред.).

«Я думаю, что это предмет дальнейших переговоров с федеральным центром. Это мое мнение», — закрыл вопрос Фарид Мухаметшин.

Кстати, сам президент Татарстана Рустам Минниханов также выступил перед парламентариями. В очередной раз, озвучив достижения республики в социально-экономическом развитии, глава РТ не стал проводить «разбор полетов», а лишь поблагодарил депутатов Госсовета IV созыва, с которыми исполнительная власть все это время «работала в тесном контакте».

«Не могу не сказать о том, что именно нынешний состав Госсовета рассматривал по представлению президента РФ мою кандидатуру на пост президента республики. Все эти годы я старался работать так, чтобы оправдать ваше доверие и, конечно же, я благодарю всех вас за это. Будете ли вы депутатами, не будете ли, мы все равно вместе будем работать. Большое спасибо. Успехов вам».

Юлия Амочаева

Фото: пресс-службы президента РТ и Госсовета РТ

Новости
23 Ноября 2024, 14:15

Бюджет РТ получил ₽172,3 млн от упрощенной системы налогообложения

Об этом сообщил председатель Комитета Госсовета региона по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин.

За время проведения эксперимента по внедрению автоматизированной упрощенной системы налогообложения в консолидированный бюджет РТ поступило 172,3 млн рублей. Об этом сообщил председатель Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин на заседании президиума парламента.

По его словам, на сегодняшний день в Татарстане 2784 предпринимателя используют специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Этими налогоплательщиками был получен общий доход, превышающий 5,8 млрд рублей, добавил депутат.

Напомним, жители Казани заплатили 1 млрд 893 млн рублей имущественных налогов по состоянию на 7 ноября.

Якунин Леонид Александрович

Депутат Государственного Совета РТ седьмого созыва, председатель Комитета Государственного Совета РТ по бюджету, налогам и финансам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: