Новости
14 Июля 2011, 08:51

За волокиту в работе с людьми чиновник будет платить от 5 до 10 тыс. рублей

Заставить отечественного чиновника взять да и полюбить рядового просителя — почти утопия. Помочь пенсионеру со справкой, дать без волокиты нужную бумагу, не отмахнуться от замученного очередями посетителя, да просто не нахамить — зачастую для наших госслужащих равносильно подвигу, который в жизни встречается нечасто. А вот заставить чиновника заплатить за нежелание по долгу службы общаться с гражданами, вполне реально. Сегодня «Российская газета» публикует изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

ВолокитаТеперь у нас в стране вводится ответственность рублем для госслужащих за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Презирающих нас чиновников будут штрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Принятие этого федерального закона по замыслу руководства страны должно помочь реализации прав граждан на обращение в госорганы и получение информации об их деятельности. В Кремле надеются, что дорогая расплата позволит повысить ответственность должностных лиц, рассматривающих обращения граждан.

Зачем понадобилось дописывать закон? Кодексом об административных правонарушениях была предусмотрена ответственность только за нарушение порядка предоставления информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления.

А вот материальной ответственности должностных лиц за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан просто не было. Чтобы не было больше такого пробела, глава 5 Кодекса об административных правонарушениях дополнена статьей 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан». Согласно новой норме на провинившегося чиновника может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Законопроект в Думу вносил президент. Когда этот документ принимался, то даже оппозиция, которая очень часто старается сказать «нет», в этом случае документ поддержала, хотя и сказала примерно так: «хорошо, но недостаточно». Право россиян обращаться к власти и быть ею услышанными, как известно, гарантировано нашей Конституцией. Для этого есть и специальный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Его принимали в 2006 году, говоря, что надо придать государственной власти большую прозрачность.

Что-то, без сомнения, получилось. Каждая уважающая себя государственная организация теперь имеет свой сайт, где можно оставить замечание. Публикуются всевозможные «телефоны доверия», и открываются общественные приемные. Другое дело, что в ответ на жалобу можно получить пустую бумажку с казенными и ничего не значащими словами. Но быстро наладить работу армии чиновников не получится, как бы ни хотелось. Нужны постоянные меры: указы, приказы, новые законы, приговоры, если хотите.

Нежелание чиновников отвечать гражданам привело к тому, что мы стали превращаться в страну жалобщиков. В Кремль жалуются на замерзшие батареи в поселке за тысячи километров от столицы только потому, что местной администрации некогда отвечать своим гражданам.

Есть очень тревожная статистика: почти шесть тысяч обращений граждан, предприятий, профсоюзных организаций, советов ветеранов ежемесячно поступает в Госдуму. Лично к главе МВД в прошлом году писали больше 50 тысяч россиян. Практически каждое письмо, прежде чем прийти в столицу, сделало круг по чиновникам в своем регионе, но вместо ответа по сути автор в лучшем случае получил отписку. В худшем — судебный иск или жалобу в прокуратуру от обиженного жалобой чиновника.

Пять лет назад, когда принимали Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», депутаты говорили о том, что нужно одновременно прописать и ответственность чиновников за нарушение правил работы с письмами россиян в органы власти. Теперь такие санкции появились.

Владимир Плигин, глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству:

— В последнее время количество обращений в органы власти существенно возросло, а граждане не просто сообщают о каких-то проблемах, но и предлагают варианты их решения, однако реакции на эти предложения нет. Закон создаст дополнительные гарантии выполнения чиновниками своей работы.

Справка
Как можно наказать столоначальника за пренебрежительное отношение к гражданину?

Кроме публикуемого сегодня закона санкции прописаны в Гражданском и Уголовном кодексах. Приструнить зарвавшегося чиновника можно с помощью законов «О государственной гражданской службе РФ» и «О муниципальной службе в РФ». Санкции здесь предполагаются «серьезные» — от постановки на вид до увольнения. Если нарушение сроков рассмотрения жалобы повлекло причинение гражданину действительного ущерба, то можно требовать возмещения своих потерь в суде. И получить денежную компенсацию за лень, тупость и глупость чиновника. Самое суровое наказание для чиновников предусмотрено Уголовным кодексом. Там есть специальные статьи, которые предполагают ответственность за действия или бездействие госслужащих. Если в результате их плохой работы или нежелания работать наступили тяжкие последствия — кто-то по их вине стал инвалидом или погиб, то чиновник может сесть в тюрьму на долгий срок.

Наталья Козлова
«Российская газета»

Новости
04 Января 2025, 12:01

Центр занятости населения проведет ряд мероприятий для казанцев

Ярмарки пройдут во всех районах города.

Центр занятости населения Казани проведет ярмарки вакансий и дни работодателя в январе. Информацию об этом сообщает городской исполком.

Посетители смогут узнать о доступных рабочих местах на предприятиях города, а также получить консультацию по вопросам госгарантий и законодательства в сфере труда. 22 января на ярмарку вакансий приглашают, в том числе жителей Вахитовского и Приволжского районов. 29 января аналогичное мероприятие пройдет в Советском районе Казани.

Ранее TatCenter писал, что Татарстан присоединится к программе модернизации центров занятости.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: