Открывая заседание, директор ФГУ «Тест-Татарстан» Валерий Гогин напомнил, что в прошлом году было принято решение об отмене обязательной сертификации целого ряда пищевых продуктов, после чего встал вопрос: благо это для общества или принесет ему вред?
— Мы были озабочены и судьбой органов по сертификации, провели совещание с представителями этих органов, во время которого проводилось анкетирование 75 специалистов. Оно дало любопытные результаты. Так, на вопрос, как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась на рынке, 6,7% анкетируемых ответили «все хорошо, ничего не нужно менять». 93,3% респондентов считают, что «ситуация критическая, требуются новые подходы».
Я не вижу в отмене обязательной сертификации больших благ для производственников, ведь сама процедура подтверждения соответствия осталась. Изменилась лишь ее форма и появился новый термин — декларирование соответствия. Товаропроизводитель также должен подать заявку, провести испытание своей продукции в собственной или аккредитованной лаборатории, получить заключения пожарных, санэпидстанции.
Согласен, перечень продукции, подлежащей сертификации действительно был чересчур длинным, и его следовало сократить. Однако, отменяя обязательную сертификацию, государство должно было подумать о повышении ответственности бизнеса за конечный результат своей продукции. Должны быть такие правила игры, чтобы производственнику было выгодно соблюдать все правила, чтобы в случае нарушения он либо терял право на предпринимательскую деятельность, либо отвечал длинным рублем перед государством и теми, кому нанес урон своей продукцией.
По мнению заместителя руководителя ЗАО «РСМЦ» «Тест-Татарстан» Любови Артамоновой, отмена обязательной сертификации преждевременна:
— Сейчас качество продукции в первую очередь зависит от добросовестности самого товаропроизводителя, поскольку контролировать его весьма трудно. Первые три года после того, как образовалось предприятие, проверять его надзорные органы не имеют право. Через три года его переименовывают — и вновь табу на проверки на три года, затем все повторяется снова. В итоге имеем пожизненно непроверяемый объект.
Важно, чтобы производители выполняли технические регламенты, они у нас, в основном, неплохие. В них не все учтено, но требования достаточно жесткие. Хотя, скажем, техрегламент по зерну нуждается в доработке. Чтобы понять это, достаточно сравнить его с тем, что принят в Казахстане. В казахском документе на трех листах перечислены пестициды, на наличие которых следует проверять зерно, крупы. У нас же указано несколько ядохимикатов, которые сто лет не выпускают.
Что же до органов по сертификации, то мы не имеем права не декларировать продукцию, раз товаропроизводитель отвечает за ее качество. Я считаю, отменять обязательную сертификацию можно только после того, как будут приняты жесткие меры к нарушителю.
У начальника инспекции Ростехрегулирования в РТ Елены Потатушиной другое мнение:
— Никакой отмены сертификации на самом деле нет. Как было подтверждение качества продукции, так оно и осталось, что и прописано в законе. Законом о техническом регулировании было предусмотрено, что будет ежегодно пересматриваться перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. В прошлом году перечень пересмотрели, и началось массовое принятие техрегламентов. Но это не умаляет ответственности предприятий, которая оговаривается в Кодексе административных правонарушений. Ответственность за нарушение техрегламентов возросла многократно — от 500 рублей до 500 тысяч и более.
Директор ООО «Гермес» Наталия Воронцова уверена, что добросовестные товаропроизводители оказались в проигрыше:
— Я как производственник против отмены обязательной сертификации. Сейчас на рынке появляются самые разные товары фирм без названия или с неправильным адресом. Покупатели же зачастую не задумываются о том, откуда и из чего сделаны эти продукты. Берут что дешевле. В итоге крайним оказывается покупатель, который за дешевый товар платит здоровьем, ведь недобросовестный производитель использует Бог весть какое сырье, не тратится на его проверки — отсюда и дешевизна.
Валерий Гогин, подводя итоги «круглого стола» отметил, что защиту от недобросовестной конкуренции в сфере сертификации он видит в создании федеральной саморегулируемой организации (СРО), а защиту потребителей в их информированности:
— Резюмируя встречу, отмечу, что тема нашего «круглого стола» — наболевшая, актуальная. Полагаю, что сегодня очень важно общественное образование потребителя. Безграмотный потребитель, не умеющий защитить свои права, будет страдать. Наши граждане воспитаны так, что жаловаться, тем более в суде, не приучены, но надо меняться.
Я полагаю, что с отменой обязательной сертификации мы еще раз наступаем на грабли, которые уже нас били по лбу. Наша задача — сделать так, чтобы добросовестный татарстанский производитель и потребитель страдал от этого меньше, и вести жесточайшую борьбу с недобросовестными товаропроизводителями на всех уровнях. Кроме того, сегодня особая роль отводится торговле: никто не мешает торгующей организации вносить в договора поставки любые требования, в том числе — о наличии сертификатов, аудита качества. Если торговля не воспользуется этим правом, она будет отвечать перед потребителем — в торговле пока еще этого не поняли. Поймут — в ближайшее время.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: