«Принтер — это самое интересное, что сейчас появляется на инновационном рынке. Это тот же сотовый телефон, по сути, но на самом начальном этапе. Поэтому кто успеет, того и тапки. Здесь нужно спешить, конечно же». О том, что с созданием производства 3D принтеров в Татарстане нужно торопиться, эксперты комиссии по отбору инвестиционных проектов центра поддержки предпринимателей говорили, обращаясь, прежде всего, к банкам. Компания Ennova, созданная студентами, просит на новые образцы принтеров 4 млн рублей, за которые готова отдать 15% в уставном капитале.
Принтеры казанских разработчиков технически сильнее зарубежных, но пока не так продвинулись в маркетинге, из-за чего проект сложнее сделать финансово успешным.
«Несмотря на то, что их принтеры плохие, у них все равно будут закупаться, потому что их узнают», — говорит основатель компании Искандер Мухамедьяров.
Почти половина из запрашиваемых денег разработчикам нужна именно на рекламу. По словам Мухамедьярова, потребности российского рынка в 3D принтерах — 500 единиц в месяц. Он вместе с командой, в случае достаточного финансирования, готов производить на базе инкубатора «Навигатор кампус» до 150 принтеров, но их может быть больше, обещают предприниматели.
Разработчики предлагают свои принтеры крупным татарстанским предприятиям, в том числе и авиационным, которые могли бы сэкономить на производстве деталей или опытных образцов. Эксперты отбора посчитали проект возможным ответом России на санкции Запада, по которым в страну запрещен ввоз высокотехнологичных разработок. Учитывая то, что Ennova готова работать только с российскими материалами, главное — успеть до появления конкурентов, говорит разработчик.
«В будущем у вас не будет конкуренции. Если вы успеете все это со своими, российскими материалами, учитывая геополитическую ситуацию, — а тем более, сейчас разрабатывается несколько моделей самолетов, и 3D принтеры необходимы в количестве десятков тысяч для того, чтобы их запроектировать… Кстати, американцы запретили поставлять к нам 3D принтеры, они считают, что такие механизмы усиливают обороноспособность России. Вам нужно торопиться», — посоветовал предпринимателям инвестор.
В итоге проектом заинтересовался один из банков, который, по словам представителя, готов профинансировать производство полностью.
Свои проекты перед экспертами в Минэкономики защищали ученые из университетов, фермеры и даже студенты. Борис Селецкий, выигравший на свою онлайн-игру «Полития.ру» грант фонда Бортника, проект уже запустил, но ждет поддержки от инвесторов для его развития и продвижения на рынке. Игра дает возможность попробовать себя в государственном управлении: примерить роль чиновника, политика, экономиста или преподавателя.
Профессор КНИТУ-КАИ Эдуард Курчатов презентовал в центре поддержки предпринимательства инновационный кондиционер для автомобилей, который потребляет на 40% меньше энергии и более экологичен. Производится он из тех же материалов, что и обычный, но работает значительно эффективнее. Зимой такой кондиционер может работать как вторая печка. Проект уже был отмечен фондом «Сколково» и инвестиционно-венчурным фондом РТ, предложившим вложения в технологию. Аналогов такого кондиционера в мире нет, заявляет Курчатов.
На создание опытного образца разработчики просят 1,2 млн рублей.
Потребителями его могут стать спортивные автомобили, а том числе, машины команды «КАМАЗ-Мастер», принимающие участие в гонках по бездорожью.
Преимущество разработки в том, что в университете научились использовать скрытый ресурс, который есть в каждом автомобиле.
«В автомобиле есть „дармовое“ тепло, которое образуется, когда автомобиль охлаждается. Именно его мы и используем», — рассказывает создатель проекта, заведующий лабораторией в КНИТУ-КАИ Эдуард Курчатов.
Эксперты, предложившие разработчикам еще раз подумать над экономикой проекта, посоветовали выходить с технологией на мировой рынок.
«Один болгарин придумал 6- и 7-ступенчатую коробку передач, которой все сейчас пользуются. Это же нишевое изобретение.
Но в советское время, когда в стране был социализм, оно никому было не нужно. Однако ему сумели дать толчок, поддержали, и сейчас устройством пользуется весь мир. Поэтому, если правильно его подготовить, направить в нужное русло, правильные шаги избрать, все может получиться, но без экономического обоснования это трудно сделать», — считает эксперт совета Евгений Архипов.
Команда энергетического университета из Казани рассказала о технологии, позволяющей эффективно и экологично перевозить топливо на большие расстояния. Разработку они предлагают использовать в ЖКХ и крупных предприятиях.
Один из проектов — по модернизации и расширению производства молока в Альметьевском районе Татарстана — после презентации получил одобрение на поддержку от банка. 150 млн рублей, которые нужны для усиления производительности в хозяйстве, предпринимателю предложили разделить на кредитный заем и лизинг.
Профессор КФУ Виктор Ларионов предложил профинансировать энергосберегающую технологию, позволяющую экономить топливо, в том числе, и попутный газ, в условиях крупных промышленных предприятий. Система может действовать на сетевом газе, попутном, жидком топливе.
Эффективность системы — от 7% до 30%, говорит Ларионов. В деньгах — это от 2 до 8 млн рублей в год. На котлах в ТЭЦ — это порядка 40−50 млн рублей в год.
«С учетом Нижнекамской ТЭЦ, где 10 котлов работают единовременно, можно сэкономить 1,5 млрд рублей в год. Это в пять раз больше, чем годовой бюджет всей ТЭЦ», — пояснил профессор.
Решение аналогов не имеет, но единственная сложность — это найти тех, кому нужно экономить, говорит разработчик.
Планируется, что финансирование получат все проекты, презентовавшие себя в Минэкономики, однако его объем будет зависеть от заключения экспертов. Следующий отбор проектов пройдет в Центре поддержки предпринимательства в июне.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: