Сегодня на ПМЭФ представили первые результаты национального рейтинга инвестиционного климата. Его подготовка началась ещё в прошлом году, а начиная с марта 2014 основная работа была переведена на экспертов и опросников ВЦИОМ. В пилотный рейтинг вошел 21 регион с разными уровнями социального развития, экономики и инвестиционной привлекательности.
В итоговом варианте регионы распределялись в рейтинге на основании 54 показателей, которые были сгруппированы в четыре блока: регуляторная среда, институты для бизнеса, доступность инфраструктуры и эффективность поддержки МСП. В целом преобладали опросные, экспертные и статистические показатели.
По регуляторной среде стоит отметить огромную пропасть между результатами двух крайних групп по такому показателю, как «сроки получения разрешения на строительство». По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, по группам показатель различается в четыре раза — от 78 до 340 дней, а по регионам разница доходит до 13 раз. В то же время он отметил сокращение сроков в Татарстане — показатель составил лишь 41 день.
«Этот показатель ненамного отстает от лучших мировых практик», — похвалил Татарстан Шохин, добавив, что многие показатели — «где-то — это завышенные ожидания бизнеса, а где-то действительно плохая работа», и даже у передовиков, в числе которых бесспорно значится и РТ, есть резервы для улучшения.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин рассказал об институтах для бизнеса. По его словам, нет в стране таких регионов, которые были лучшими и худшими. Особое внимание он обратил на то, что среднее количество проверок бизнеса в зависимости от региона разнится в 90 раз.
«Много желающих посмотреть, как работает организация, может ли она „поделиться“ с ними… — намекнул Катырин, по словам которого, бизнес немного иначе воспринимает и оценивает коррупцию. — 11,2\% респондентов столкнулись с ней. Худшие же показатели не превышают 20\%».
Сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик рассказал, что доступность инфраструктуры и ресурсов оценивалась по 14 критериям.
«Мы оценивали ситуацию с инфраструктурой, финансовой поддержкой, землей. Получили картину неоднородную. Тем не менее, даже в лидирующих регионах мы выявили недостатки, которые на самом деле являются точками роста».
Выслушав Репика, модератор дискуссии предложил добавить в соавторы рейтинга Салтыкова-Щедрина, поскольку самыми большими проблемами по доступности ресурсов для предпринимателей так и остались две главные проблемы России — дороги и дураки, причем качество трудовых ресурсов оценено на уровне тройки с плюсом.
Малый бизнес недофинасирован, недообеспечен недвижимостью и другими ресурсами, по-прежнему к поддержке МСБ в некоторых регионах власти относятся по остаточному принципу. Такой лаконичный вывод сделал президент «Опоры России» Александр Бречалов.
Общая же картина по России выглядит следующим образом. В первую, наиболее привлекательную группу вошли пять регионов — Калужская (единственный регион, который по всем показателям оказался лидером), Ульяновская и Костромская области, Красноярский край и Татарстан. Вторая группа — Тульская и Томская области, Краснодарский и Алтайский края. В золотую середину вошли Владимирская, Ростовская, Челябинская и Ленинградская области. Самарская область, Хабаровский край, Республика Саха и Москва вошли в четвертую группу. Самые же низкие оценки получили Свердловская область, Ставропольский и Приморский края и Санкт-Петербург.
Примечательно, что Татарстан получил высший балл (1) лишь по одному показателю — «эффективность поддержки МСП», но в то же время был удостоен неплохих оценок по другим показателям: регуляторная среда — 2, институты для бизнеса — 3, доступность ресурсов — 2, благодаря чему и получил высший балл в интегральном рейтинге. Лучшие баллы оказались у ранее упомянутой Калужской области и Красноярского края, Ульяновская область оказалась наравне с Татарстаном.
Как отметил премьер-министр РТ Ильдар Халиков, появление рейтинга — хороший сигнал.
«Не только Татарстан, но и остальные субъекты РФ посмотрели, задумались, где-то с чем-то не согласились. Но я хотел бы одно направление раскрыть, о нем уже говорили — вопрос о разрешении на строительство. Соседи-коллеги спрашивали, как же вы достигли такого показателя, если это, в принципе, запрещает федеральное законодательство? Эти цифры, они ниже, чем если суммировать все, что написано в законах РФ.
Я хочу сказать, что в ряде показателей получения разрешения на строительство более 50\% факторов, которые влияют на конечный результат, относятся именно к федеральному уровню. Я хотел бы попросить, чтобы мы изменили эту ситуацию и те нормативные документы, в которых, я не скрываю, мы ищем и находим какие-то лазейки, и благодаря этому выходим на высокие показатели, и не ждать четыре года («Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства 2014−2018 гг.» — ред.). Четыре года — очень большой срок даже для того, чтобы построить очень большой хороший завод, а не только внести изменения в нормативные документы.
Вторая часть — это, конечно, наша внутренняя работа. Большинство субъектов, если посмотреть тему разрешения на строительство, в целом, одинаково её реализуют — у всех есть и снижение сроков, и дорожные карты, и многое другое.
Ещё один совет. Как только переводишь наиболее коррупционные процедуры в открытый электронный формат, когда каждый может посмотреть, кому поступил документ, какого числа и во сколько, когда вышел и с какой визой, — это очень помогает ускорить процедуры и уйти от бюрократии".
В рейтинге регионы ранжируются от 1 до 5 (1 — лучший результат)
Ранее на эту тему:
Минниханов предложил продлить ВСМ до Челнов и Екатеринбурга
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: