Вспоминается, что всего два месяца назад директор Гидрометцентра, г-н Роман Вильфанд утверждал, что никакого повторения «жары-2010» не будет, шансы меньше 1:5000. Ошибся, получается, или не хотел пугать? Быть тем самым гонцом, который несет королю дурные вести? И чего вообще стоит опасаться?
Опасаться в России надо хронических засух. За 700 лет в Европейской части России было зарегистрировано около 200 засушливых лет. Каждая третья-четвертая вела к голоду. Если кто полагает, что сейчас голод не грозит — может жестоко ошибаться. Запасы продовольствия в мире очень невелики, и перспективы войны за продовольствие вполне реальны.
Засухи — побочные дети так называемых блокирующих антициклонов. Блокирующий антициклон — это мощная область повышенного давления, малоподвижная и распространяющаяся на большую высоту. Сама по себе эта структура не является опасной аномалией — все дело в частоте ее появления и мощности.
Вообще-то для все всей Евразии характерен так называемый «западно-восточный перенос» воздушных масс, связанный с вращением Земли. Обычно летом формируется мощная зона повышенного давления на западе, над Азорскими островами, которая может распухнуть так, что ее восточный отрог достигает Урала, а западный — Мексиканского залива. Формируется и зона высокого давления в Арктике, в частности, над Гренландией. А вот над Афганистаном и севером Пакистана формируется обширная зона пониженного давления, так называемая Южно-Азиатская депрессия. У этого образования есть «филиал» (правда, менее глубокий) над восточной и северо-восточной Сибирью.
Обычным летом над Евразией складывается такое распределение давления, при котором начинается движение воздушных масс внутрь материка с прилегающих акваторий. Образующиеся циклоны следуют по полосе низкого давления между Азорским и Арктическим максимумами, одаривая север и центр Европы периодическими осадками, которые «размазываются» от Британии до Урала.
В прошлом году им путь преградил мощный и устойчивый блокирующий антициклон, который остановил движение атлантических циклонов на восток. Они прокатывались по его западному краю, избавляясь от влаги, что привело к немыслимым наводнениям, залившим Польшу, Словакию, Чехию, юг Германии, Австрию, Венгрию. Ураганные ветра проносились по Польше, Литве, Латвии, Финляндии, самой России.
Но и это — хоть и редкое, но нормальное явление. Ненормальной была его устойчивость. Скоростные высотные воздушные потоки, так называемые струйные течения, которые кружатся вокруг Земли на стратосферной высоте со скоростью до 200 км/час, взаимодействуя с относительно неподвижным воздухом, начинают извиваться, образуя колоссальные излучины, как земные реки. Эти излучины постепенно двигаются «вниз по течению», то есть с запада на восток, и в них как раз и сидят устойчивые антициклоны.
Сейчас ученые разработали целый ряд теорий, объясняющих этот процесс, который я постарался изложить в своей книжке. Вкратце, они сводятся к тому, что по причинам, не до конца еще понятным, излучины этих воздушных рек останавливаются в своем движении на восток. Если в этом году повторится ситуация 2010 года, когда в Восточной Европе будут идти дожди, в центральной России будет стоять жара, а в Сибири — холод, можно будет сказать, что целый ряд гипотез будет подтвержден.
Например, с точки зрения исследовательской группы М. Локвуда из британского Университета Рэдинга, виной всему уменьшение солнечной активности в последние годы. Само по себе оно незначительно влияет на температуру приземных частей Земли, зато весьма заметно — на стратосферу. Ослабление нагрева стратосферы как раз и приводит к ослаблению струйных потоков, и антициклоны перестают перемещаться, становясь «блокирующими».
В зимний период также возрастает вероятность установления антициклонов, которые будут «конфликтовать» с массивами теплого атлантического воздуха. Растет вероятность выпадения переохлажденных осадков, что наблюдалось в Москве минувшей зимой в виде «ледяного дождя».
Чтобы развилась критическая ситуация в Европейской части России, достаточно следующего сценария. На смену сухой и солнечной осени приходит недолгий период занудных дождей. Он заканчивается резким похолоданием и установлением солнечной морозной погоды. Снега почти нет, зато температура продолжает понижаться, и земля превращается в настоя
щую мерзлоту. В феврале-марте морозы слабеют и начинает выпадать снег — много снега. В апреле начинается «дружная весна», которая ведет к стремительному таянию снега. Промерзшая земля не дает влаге впитываться в почву, и вода сбрасывается в реки, вызывая мощное половодье, которое разрушает ирригационные сооружения (дамбы, плотины, водоводы), смывает плодородный слой почвы, губит озимые посевы, плодовые деревья.
В мае-июне стоит прохладная, но сухая погода. А в июле устанавливается блокирующий антициклон. Ирригационные сооружения разрушены, водохранилища и прочие водоемы пересыхают, уровень воды в реках и уровень грунтовых вод падает. И осенью все повторяется сначала… Вопрос нехватки продовольствия встает во весь рост.
В этой связи думается, под каким моральным прессом должны жить руководители метеорологической службы? Но правительство России вполне информировано о развитии ситуации — «им уже доложили». Еще в 2005 году российскому правительству был представлен прогноз развития климата, в котором Росгидромет обобщил данные, собранные различными российскими научными организациями, службами и институтами, а также коллегами из-за рубежа. Уже в том отчете говорилось, что к 2015 году можно ожидать дальнейшего потепления, которое приведет к росту средней зимней температуры на 1 градуса по Цельсию, а летней — на 0,4 градуса. Рост температуры за Уралом будет несколько выше, чем Центральной России.
Также прогнозировалось сохранение тенденции к росту числа опасных метеорологических явлений на шесть с лишним процентов в год. Было дано предупреждение, что следует готовиться к увеличению засушливости — в первую очередь в Европейской части России, Нечерноземье, Поволжье, а также на юге Западной Сибири и на Алтае уже в 2010 году (с продолжением развития этой тенденции). Предсказывалось, что потепление может сопровождаться сильнейшими и регулярными засухами и рост урожайности будет наблюдаться только на севере, а на остальной территории она упадет на 15−22%.
При этом уже к 2015 году ожидалось 10−20-процентное уменьшение стока рек в Центральном ФО и на юге Сибирского ФО. Особенно тяжело придется Белгородской, Курской областям, Ставропольскому краю и Республике Калмыкия. Водообеспеченность в данных районах прогнозируется на уровне 1000−1500 м3 в год на одного жителя, то есть меньше 3 л в минуту (или всего 50 г в секунду).
В 2008 году, то есть спустя три года после своего прогноза, Росгидромет и Российская Академия наук выпустили новый двухтомный документ — «Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации», в котором обобщается весь имеющийся на момент издания доклада массив информации. При составлении прогнозов специалисты указывают на возрастание изменчивости погодных условий в длительной перспективе, то есть реального изменения климата, что, в свою очередь, ведет к росту вероятности экстремальных, в том числе опасных, гидрометеорологических явлений. Но вот вопрос: принимаются ли эти данные во внимание при планировании развития России?
Так что остается только ждать и надеяться на то, что жара будет слабой, короткой, вскоре зарядят дожди, а в декабре выпадет много снега, и не стает он до самой весны.
Константин Ранкс
Slon.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: