Фееричная музыка, танец и четкая работа хора
Мистерия — именно так именует жанр спектакля петербургский хореограф Александр Полубенцев. В этом году Полубенцев специально для казанского театра оперы и балета поставил новый спектакль, о котором ходили слухи — говорили, что взбудоражит местных любителей балета непривычная современная пластика. Кстати, Александр Полубенцев несколько лет назад уже работал с этим спектаклем — тогда он сделал сценическую редакцию постановки на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета.
Это произведение называют загадочным, масштабным и нетривиальным, оно редко исполняется на концертах, а в сопровождении танцоров балета — вообще считанные разы. Получается, что казанцы в этот вечер побывали на уникальном выступлении и смогли воочию наблюдать за результатами эксперимента.
Спектакль «CarminaBurana, или Колесо Фортуны» — про нашу жизнь, про вечное стремление человека к перемене — к перемене места жительства, к перемене состояния, к перемене эмоций. Сценическая постановка на музыку Карла Орфа полна ассоциаций и неустойчивых мгновений. Здесь хоровые и оркестровые партии показывают зрителям своеобразные картины нашей жизни: в одних воспеваются радости, в других — нелегкая участь бродячих монахов, яркость и полная жизни красота весенней природы, страсть любви и одновременно сатирическое отношение к собственному существованию. Но в центре всех картин — раздумье о переменчивой судьбе человека, которую всегда именуют Фортуной.
Несомненно, надо отдать должное всем, кто задействован в постановке: одинаково мощной и грандиозной была работа оркестра (дирижер — Андрей Аниханов) и хора (хормейстер — Любовь Дразнина). Сольные партии, как и было задумано у Карла Орфа, исполняли три солиста — Юрий Ившин, Наталья Краевски, Нурлан Бекмухамбетов. Роли Странника и Жениха исполнил Нурлан Канетов, роль Диктатора — Максим Поцелуйко. Благодаря слаженной работе всех работников театра и гостей фестиваля постановка прошла на высшем уровне — зрители остались в восторге.
Потрясающая неожиданность и волшебство на сцене
Казанских зрителей поистине потрясли и изумили элементы современной пластики, танца и театрального действа — чего только стоит созданный образ Фортуны, богини судьбы (исполнительница роли Фортуны — Алина Штейнберг). Элегантная, красивая женщина в красном одеянии словно парит над землей, исполняя свои прихоти и желания — только от нее зависит, кто станет следующим королем, как сложится судьба влюбленных, и даже ангелы на небе подвластны ее воле. В самой известной музыкальной партии «O, Fortuna» не случайно воспевается эта богиня, ее сравнивают с луной, такой же изменчивой, она нарушает движение жизни, создавая и уничтожая, угнетая и вознося, и власть и бедность зависят от нее. Колесо Фортуны — и есть жизнь, которая подвластна судьбе и случаю.
Сильным и ярким был показан образ Весны: ее счастливое лицо, полное буйства красок, света, танцев — победило Зиму, заставив покинуть поле боя. Удивительно и трогательно выступили в спектакле воспитанники детского хора «Delizia» (руководитель — Альбина Маликова), которые были Ангелами. Их легкость, возвышенность и невинность чувствовались даже в последних рядах зрительного зала.
Интересное решение выбрали для хора — исполнители все действие находились на сцене, по обе стороны от центрального «парадного» выхода, периодически прятались за декорациями, иногда пританцовывали, а в один момент незаметно для зрителей как будто сменили темные свои одежды на нежные розовые.
Декорации к спектаклю сделали особенные: подвижные и легкие ткани-облака то опускались, то поднимались над сценой. Подсвечивая разными цветами, удалось сделать особенную и разнообразную игру движения и красок — эти облака в конце первого действия как будто превращаются в красное пламя, спускаясь на людей и покрывая их своим неуловимым существом.
Фестиваль балета в Казани — мировое событие
Все гости фестиваля в один голос говорят, что Нуриевский фестиваль, без преувеличения, известен на весь мир. На него с удовольствием приезжают известные исполнители балета — они становятся постоянными гостями и желанными героями для казанских зрителей. Снова на сцене татарского театра оперы и балета появится грандиозный спектакль «Золотая Орда» Резеды Ахияровой, классические балеты — «Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка» и «Спартак». В этом году фестиваль расширил свои границы, и помимо классических постановок дает сцену для современных спектаклей Дортмунд-балета «Сказки Венского леса» и «Триптих».
Среди приглашенных исполнителей значатся прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова и премьер Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Сергей Полунин (исполнят партии Жизели и графа Альберта в спектакле «Жизель»), прима-балерина Лондонского Королевского балета Роберта Маркез исполнит роль Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро», в роли принца Зигфрида зрители увидят солиста Американского балетного театра Роландо Сарабиа. Никию в балете «Баядерка» станцует солистка Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Анна Оль, партию Солора исполнит солист Мариинского театра Кимин Ким.
Завершится XXVII фестиваль двумя гала-концертами 27 и 28 мая. Режиссер-постановщик концертов — Александр Полубенцев. В концертах примут участие признанные звезды мировой балетной сцены, выдающиеся танцовщики из семи стран мира.
Культурный журналист
Тимур Давлетшин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: