Помимо положенного по статусу «За Державу обидно!» у советника добавился еще и личный мотив. Санкции ударили и по нему самому. Напомним, в середине марте 2014 г. Сергей Глазьев был включен властями США в список лиц, чьи счета и активы в США должны быть заблокированы, а самим им запрещается въезд на территорию страны.
Глазьев озвучил настолько радикальные предложения по обустройству российской экономики в эпоху жизни при санкциях, что хочется скрестить пальцы в надежде на остывание страстей. С одной стороны, может быть так и надо публично озвучивать самые пессимистичные варианты возможных действий российских экономических властей, подготавливая население к ухудшению жизни.
Напомним, что Барак Обама заявил, что Россия не соблюдает духа и буквы женевского соглашения, и введение новых санкций со стороны США — вопрос нескольких дней, а не недель. Готовится к расширению санкций и Евросоюз.
Ответный план Глазьева состоит из 15 действий по защите российской экономики от возможного расширения санкций со стороны США и Евросоюза. План Глазьева преследует две цели: быстро отреагировать на санкции, а затем — максимально снизить зависимость России от внешнего мира.
Необходимо реализовать в ближайшее время:
- Перевод госактивов и счетов в долларах и евро из стран НАТО в нейтральные.
- Возвращение всех принадлежащих государству ценностей (драгметаллы, произведения искусства
и т. д. ) в Россию. - Продажа облигаций стран НАТО до введения санкций.
- Прекращение экспорта золота, драгоценных и редкоземельных металлов.
- Валютно-кредитный своп с Китаем для финансирования критического импорта и перехода на расчеты в национальных валютах.
- Создание собственной системы обмена межбанковской информацией для платежей и расчетов в Таможенном союзе, СНГ, со странами-партнерами по аналогии SWIFT.
- Создание платежной системы расчетов по банковским карточкам в «Евразэс», которая замкнула бы в том числе расчеты по системам Visa и MasterCard.
- Ограничение валютной позиции банков, введение предварительного декларирования крупных неторговых валютных операций. Введение в будущем налога на вывоз капитала и финансовые спекуляции.
- Переход на расчеты в торговле в Таможенном союзе и с другими странами в национальных валютах. Заключение новых контрактов на экспорт углеводородов в рублях.
- Валютно-кредитные свопы со странами для финансирования торговли.
- Быстрое сокращение в резервах долларовых инструментов и долговых обязательств перед странами, поддерживающими санкции.
- Замещение займов госкорпораций и госбанков в долларах и евро рублевыми на тех же условиях, проведение ля этого целевой эмиссии с размещением посредством ВЭБа.
- Разъяснительная работа с населением о целесообразности перевода евровых и долларовых депозитов в рубли. В случае замораживания активов ЦБ и госбанков в США и ЕС — замораживание обязательств банков в долларах и евро.
- В ответ на торговое эмбарго — осуществление критически важных операций через белорусские и казахстанские предприятия.
- Перевод в национальную юрисдикцию зарегистрированных в офшорах прав собственности на стратегические предприятия, на объекты недропользования и недвижимость.
Короче говоря — тотальная дедолларизация и деофшоризация российской экономики, причем изменения должны коснуться финансовых операций как в госсекторе, так и среди частных компаний и даже населения. Такая вот полноценная финансовая автаркия или изоляция. При этом предлагается лечение проблем старыми экономическими «граблями» — широкомасштабной рублевой эмиссией.
Одним из первых откликнулся бывший министр финансов Алексей Кудрин. Он не поддержал идеи советника президента, отметив в Twitter-сообщении:
Но это еще не всё — вчера, 24 апреля, на встрече с членами генсовета «Деловой России» Сергей Глазьев добавил новые предложения по обустройству постсанкционной экономики.
Единственная причина стагнации российской экономики, по мнению Глазьева, — это недостаток внутреннего дешевого (процентные ставки не должны превышать для промышленности 4−5\%) и долгосрочного кредитования. Его нужно срочно увеличить в два-три раза. За счет чего? ЦБ должно рефинансировать банковскую систему под залоги обязательств предприятий реального сектора. По мнению Глазьева, производственные мощности в стране явно недогружены (максимум 50−60\%). Так что в случае получения предприятиями длинных денег все быстро заработает вплоть до 7−8\% роста ВВП в год.
Но большинство российских экономистов отмечают, что загруженность производственных мощностей заметно превышает 90\%, так что развиваться по-старому некуда. Любая денежная эмиссия в таких условиях стремительно разгонит инфляцию.
Глазьев отчасти это понимает и признает, что этот шаг невозможен без деофшоризации и резкого усиления банковского надзора (деньги должны идти только в производство, а не на финансовые спекуляции). Глазьев заявил, что федеральный бюджет теряет в год от 500 млрд до 1 трлн рублей от ухода в офшоры.
Следующее предложение Глазьева — увеличение подоходного налога для сверхбогатых, включая налоги с дивидендов — до 40\%. А это, по подсчетам Глазьева, лишние 5 трлн рублей, которые бросят на инвестиции. Добро пожаловать в военный коммунизм и раскулачивание экспроприаторов, товарищи!
Еще одним пунктом «программы» стал Московский международный финансовый центр. Он может стать одним из главных факторов борьбы с западными санкциями. Основа его появления — переход на расчеты со всеми зарубежными контрагентами на рубли.
Глазьев поделился информацией, что еще месяц назад немецкую делегацию предупредили, что американские санкции, выводящие Россию из сферы долларовых расчетов (например, за нефть), приведут к потерям европейской экономики в 1 трлн евро. Немцы задумались. Правда Глазьев не рассказал, сколько в этом случае потеряет экономика России.
Упомянул Глазьев и национальную платежную систему. Впрочем, с этим согласны все, даже либералы с дирижистами. То есть санкции потенциально могут привести к тому, что российская экономика еще и укрепит свою независимость от западной. Правда, как признался Глазьев, не во всем. Но надо стараться. Тем более, как выясняется, де факто западные санкции уже привели к тому, что в Россию полностью прекратился импорт всех высоких технологий, включая лекарства.
Однако Сергей Глазьев уверен, что его программа выхода из режима санкций и стимулирования роста приведет к успеху. Осталось поддержать ее президенту. Кстати, нашлись программы и для Крыма. Глазьев предлагает создать там корпорацию развития, которая на бюджетные деньги обустроит на полуострове развитую инфраструктуру.
Ждем ответа из либерального лагеря экономистов и, надеемся, что здравый смысл все-таки возобладает над бурей эмоций…
Альберт Бикбов,
руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: