Татарстан сможет найти замену иностранной медицинской технике в случае вступления в силу постановления правительства о запрете на ее ввоз в страну. Более того, отечественные производители намерены к 2020 году увеличить занимаемую долю рынка с нынешних 16% до 40%. Накануне в Торгово-промышленной палате РТ участники медицинской отрасли республики обсуждали последствия запретительных мер, связанных с санкциями Запада против России, для региона.
Свою долю республика надеется занять за счет «Позиса» и Казанского медико-инструментального завода (КМИЗ). По стратегии развития медицинской промышленности, в первый год после запрета в России будет производиться 23−25% медицинских изделий, на следующий за ним год — 30−35%, а через три года планируется выйти на 40% от всего оборудования.
Текст постановления правительства был опубликован еще 21 марта. Документ уже прошел экспертизу и находится в стадии «завершения подготовки». В списке — 67 типов приборов, которые могут закупаться только у российских изготовителей — от дефибрилляторов и томографов до пинцетов и салфеток.
В первые же дни общественных слушаний постановление вызвало только негативные отклики. Однако Татарстан этот запрет не только поддержал, но и просит ускорить процесс принятия постановления, чтобы быстрее «внести вклад в развитие отечественного производства медицинских изделий», как заявил в ТПП первый заместитель министра промышленности и торговли Ильдар Мингалеев. По его словам, еще на прошлой неделе президент РТ Рустам Минниханов написал обращение к Игорю Шувалову с просьбой «скорейшего принятия» документа.
«Наряду с качественной, но очень дорогой продукцией западных стран, на российский рынок хлынула некачественная по демпинговым ценам продукция индийских, китайских, пакистанских производителей. С целью поддержки отечественных производителей было инициировано обращение президента Татарстана Рустама Минниханова в адрес первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова о содействии скорейшему принятию постановления правительства о запрете на допуск товаров для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка России.
Принятие такого постановления, которое уже разработано и уже обсуждается, внесет значительный вклад в развитие отечественного производства медицинских изделий, в том числе, за счет привлечения зарубежных передовых технологий, создания дополнительных рабочих мест", — сказал Мингалеев.
От того, что у врачей появится больше российской техники, пациенты не пострадают, считает президент Союза ассоциаций медицинской промышленности Юрий Калинин. Из всех приборов, используемых в больницах и поликлиниках, под запрет попадает только 15%.
«Есть такая проблема — сахарный диабет. Мы 25 лет назад создали генно-инженерный инсулин, и было сделано все, чтобы это производство не развивалось. На данный момент из потребности страны в 500 кг инсулина в России производится только 30 кг.
Каждый больной диабетом обязан два раза в день проверять уровень сахара в крови с помощью тест-полосок. В Нижнем Новгороде министр здравоохранения доложил, что мы можем для больных выделить только половину, на остальную половину денег нет. Полоски, которые делаем мы, все полностью соответствуют стандартам качества и в два раза дешевле, чем те, что покупаются за рубежом", — сказал в Казани Калинин.
Министр здравоохранения республики Адель Вафин идею запрета также полностью поддержал, заявив, что в программе модернизации отрасли в Татарстане уже участвовали отечественные производители. Оговорившись, что определенные риски в использовании только российской техники есть, он заверил, что качество медицинского обслуживания от этого не ухудшится.
«У нас целый ряд проектов, которые были реализованы в рамках программы модернизации здравоохранения, относятся к отечественным производителям… Не могу не отметить, что рентген-техника практически в полном объеме была закуплена у отечественных производителей, причем разных заводов. Это и Москва, и Санкт-Петербург. Поэтому убежден, что те задачи, которые ставятся по отечественным производителям, абсолютно решаемы.
Конечно, вызывает озабоченность то, что есть определенные риски, но о рисках, наверное, говорят потому, что не ознакомились с тем перечнем оборудования, которое сегодня подлежит ограничению… Потому что Татарстан — один из немногих субъектов России, в котором современные медицинские технологии за последние десять лет развиваются достаточно интенсивно. И суждения, что у нас много техники, на которой некому работать, к Татарстану абсолютно не относятся, это миф", — сказал министр Вафин.
Республику на рынке, по его словам, могут представить «Позис» с холодильным оборудованием и Казанский медико-инструментальный завод. Продукция от этого должна только подешеветь.
Напрямую заинтересованный в принятии документа генеральный директор КМИЗ Нур Шакиров заявил, что устал слушать «сказки» властей о поддержке отечественных производителей.
«Я хочу сказать, что эта работа ведется уже 20 лет. Я первый раз пришел к господину Гайдару (Егору Гайдару — ред.), когда он был исполняющим обязанности председателя правительства. Целый чемодан у меня был инструментов — половина чемодана микрохирургических, половина — стоматологических инструментов, и 12 писем, связанным со спасением медицинской промышленности. Я разложил на столе инструменты и вижу, что он ничего не понимает. Плюс он торопился — с чеченцами были переговоры важные — к Ельцину.
Я сказал: «Я вас прошу, если вы хотите, чтобы наше государство процветало, найдите одного специалиста из многих тысяч, чтобы он прочитал их. Если нет, пригласите уборщицу, чтобы она все выбросила. Конечно, никто ничего не сказал, не ответил ни на одно письмо. Так продолжается 20 лет».
… Мы слушать больше никого уже не хотим, потому что мы 20 лет слушали эти «сказки». Медведев, когда был президентом, в своем послании говорил, что используя махинации с закупкой иностранных изделий, в стране украли 1 трлн рублей", — рассказывает он.
Возможности России в производстве медицинских изделий есть, но важно не торопиться, отбрасывая лучший опыт и качество, от которых напрямую зависит здоровье пациентов, считает известный кардиохирург, академик Ренат Акчурин. Чтобы отечественная техника вышла на мировой уровень, нужно время, и сейчас, если воплотить в жизнь документ полностью, больницы окажутся просто не готовыми отказаться, к примеру, от компьютерных томографов.
«Мы говорим: да, конечно, лучше ездить на «Мерседесе», чем на «Жигулях». Но, извините меня, «Мерседес» в три раза дольше создавался и, наверное, обратная связь со всеми потребителями была. И поэтому это такая совершенная машина. Кроме того, производителя государство из года в год поддерживало.
В прошлом году появилась дама, которая предлагала протезы клапанов, американский аналог стоит 35 тыс. евро, по 6 тыс. евро от китайских производителей. Как можно взять такой инструмент, если ты знаешь, что он продержится в больном 2−3 месяца, а потом разнесет его, и ты потеряешь пациента.
А что делать с медицинскими учреждениями, если этот закон сейчас принять и пустить в жизнь? Что делать с компьютерными томографами, ангеографическими установками, цифровыми технологиями? Нужно трезво подходить к созданию закона, чтобы у семи нянек дитя не осталось без глазу.
Медицинские приборы, стоматологические и кардиологические в том числе, производимые в Казани, покупаются и воспроизводятся за рубежом. Они прошли апробацию такого известного хирурга, как Майкл Эйллис Дебейки, которому Минтемир Шаймиев лет десять тому назад подарил набор инструментов для операций на сердце, который я создавал вместе со специалистами КМИЗ, великолепный набор, он его использовал в Хьюстоне в последние годы жизни. А стоматологу своему он подарил алмазные боры от КМИЗ по цене 40 центов за штуку — стоматолог чуть с ума не сошел. Он сказал, что это самое лучшее, что у меня есть.
…Знаете, как говорят, «благими намерениями выстлана дорога в ад». Ведь очень много постановлений правительства было принято по развитию отечественной техники. Но сейчас, видимо,
ситуация такова, что мы должны в форс-мажорных условиях подумать о том, как нам помогать нашим больным", — заявил врач.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: