В этом году гостями фестиваля «Рахлинские сезоны» стали народная артистка России, обладательница Грэмми Ольга Бородина, один из лучших скрипачей, кавалер Ордена почетного легиона Вадим Репин и знаменитый виолончелист Миша Майский.
«Созвездие этих личностей придает, на мой взгляд, фестивалю яркий колорит. Это обязывает музыкантов оркестра быть на пике формы, потому что играть с такими мега-звездами очень ответственно», — уверен художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский.
На первом в рамках фестиваля концерте Ольга Бородина и симфонический оркестр совместно исполнили «Песни и пляски смерти» Мусоргского, написанные в XIX веке. Вокальный цикл составили «Колыбельная», «Серенада», «Трепак», и «Полководец».
Певица заворожила казанскую публику — пока Бородина была на сцене, зрители не отрывали от неё взгляда. Большая часть произведений прозвучала эмоционально, страстно. Но ближе к финалу Ольга Бородина вдруг прижала руки к груди — и её голос изменился до неузнаваемости. Он вдруг стал тихим, проникновенным.
«Молчи!» — скорее прошептала, нежели пропела Бородина.
Замолчали инструменты, замерли зрители — и тут же, на крещендо загремело: «Ты моя!»
После выступления певица рассказала о впечатлениях от работы с казанским оркестром и о любви к Александру Сладковскому:
«Выступление на „Рахлинских сезонах“ очень ответственно для меня. Я бываю у вас не так часто, потому что это требует серьезной подготовки и настроя — сочетать такие концерты с оперой нелегко».
Ольга Бородина работает с оркестром второй раз — она уже приезжала на «Рахлинские сезоны» в 2012 году. «Первый раз мы знакомились, сейчас уже начали работать вместе. Сегодня это было более слаженно, прочувствованно. Музыканты уже знали меня, они были вместе со мной, старались помочь, я это чувствовала», — поделилась впечатлениями от совместной работы с симфоническим оркестром РТ Бородина.
При этом среди причин, по которым совместное творчество для нее привлекательно, Ольга Бородина выделила дирижера.
«Всегда очень приятно одновременно работать и дружить с людьми, потому что когда есть контакт в обычной жизни — он проявляется и в работе, в творчестве. Когда мы знаем друг друга, нам легче понять и выразить то, что мы хотим донести».
Примечательно, но этот же цикл Ольга Бородина исполняет и на Западе. Однако подчеркивает, что «там его воспринимают совершенно на другом уровне». Например, в Мадриде исполнение Бородиной заставило публику плакать.
«Я не знаю, как это происходит», — скромно добавляет певица.
Возвращаясь к концерту, прошедшему накануне, отметим, что Ольга Бородина выступила лишь в первом отделении, а оркестр продолжил радовать слушателей и во втором. Прозвучали разные редакции музыкальной картины Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе» — в оригинальной редакции, и в редакции Римского-Корсакова. Как пояснил Александр Сладковский, оригинальная редакция Мусоргского исполнялась в Казани впервые:
«Она не такая „причесанная“, как вторая оркестровка. Мусоргский был совершенно неистовым, а этот шедевр исполняется незаслуженно редко».
В неистовости исполнения зрители смогли убедиться сами — эмоциональная составляющая музыки зашкаливала, оркестр поражал своей мощью — казалось, все инструменты объединились в едином порыве для того, чтобы заразить зрителя разгульным настроением. И даже не знакомый с историей пьесы слушатель (композитор нарисовал музыкальную картину шабаша ведьм) мог подсознательно почувствовать — без нечистой силы тут не обошлось.
Исполнили музыканты и Четвертую симфонию Чайковского. В этом произведении характер музыки менялся особенно часто — она то становилась нежной и лиричной, позволяя скрипкам сольно вести свою партию, то — неожиданно игривой, то наполнялась силой и мощью, заставляя зрителей аплодировать и кричать «Браво!»
Во время аплодисментов Сладковский жестом указал на портрет Натана Рахлина, напоминая таким образом, что эти аплодисменты &m
dash; в его честь, и призывая зрителей вспомнить основателя казанского оркестра.
«Четвертая, Пятая и Шестая симфонии Чайковского были включены в программу фестиваля в память о Рахлине, который в свое время их блестяще интерпретировал. Натан Григорьевич — легендарнейший дирижер, который не только воспитал оркестр, но и, по сути, создал казанскую публику», — рассказал Сладковский.
В завершение добавим, что в рамках фестиваля 19 апреля в Казани выступит один из лучших скрипачей мира, лауреат самой престижной французской национальной премии в области классической музыки Les Victoires de la musique classique Вадим Репин, а 26 апреля ГСО РТ представит публике давно ожидаемого гостя — знаменитого виолончелиста Мишу Майского, ученика Мстислава Ростроповича и Григория Пятигорского. На этих концертах прозвучат Пятая и Шестая симфонии Чайковского.
Лилиана Набиуллина
Фото: Анна Главатских
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: