В казанском «ИТ-Парке» для руководителей технологических компаний прошёл семинар в рамках программы FinLanding. Цель мероприятия проста — рассказать всем желающим о выходе hi-tech компаний на рынки Евросоюза и других стран.
Анонсируя программу, руководитель бизнес-инкубатора казанского «ИТ-Парка» Ярослав Швецов признался: Финляндия для Татарстана более чем интересна.
«Мы ищем поводы для партнёрства», — сказал Швецов.
FinLanding для местных компаний как раз таким поводом и может выступить.
- Бизнес-тур по 4 регионам Финляндии: несколько поездок с июня по ноябрь 2014 года
- Два дня индивидуальных консультаций с финскими экспертами
- Индивидуальный подбор программы встреч и визитов
- Регистрация и участие в ключевых бизнес-форумах
- «Все включено»: в программу входит проезд, проживание, питание, участие в мероприятиях, консультации, встречи.
Как выйти на глобальный рынок?
О путях выхода российских hi-tech компаний на международную арену рассказал директор санкт-петербургского бизнес-инкубатора «Ингрия» Игорь Рождественский.
По словам эксперта, в последнее время конкуренция между российскими инкубаторами существенно обострилась. «Ингрия», например, выпускает около 1−2 тысяч проектов ежегодно. И если раньше у неё практически не было аналогов, то сейчас «вопрос первенства стал условным, появилось много достойных инкубаторов». Как следствие, много достойных идей.
«В мире 7 миллиардов человек, неужели ваша идея может быть уникальной? Стартаперам нужно быстро бежать, да ещё и в глобальном масштабе. Технологии не имеют границ. Люди часто упускают технологии, но в IT-области продукт не будет ждать вас вечность», — добавил Рождественский, напоминая собравшимся, что не важно, где находится производство, куда важнее, где находятся мозги.
По словам эксперта, на мировой рынок российским компаниям проще всего выходить с проектами, связанными с программированием, космосом, атомами и оружием.
«Вы снимаете офис, нанимаете персонал, деньги съедаются, и сотни тысячи долларов улетают, — рассказал Рождественский о типичных ошибках стартаперов за рубежом. — Сядьте лучше в бизнес-инкубатор, платите 500 долларов, поищите клиентов, инвесторов. Затраты несравнимы, зато вы поймёте, подходит ли вам такая площадка. Тем более, вам дадут студентов, они потом могут войти в вашу команду».
Сыграть на руку начинающему предпринимателю могут и «softlanding», и «roadshow». Первое — это партнёрская система между инкубаторами разных стран для развития стартапов. Она помогает увеличить рабочие места, приток налогов в местный бюджет, оживить бизнес-среду и аутсорсинг. Второе — выступления проектов в другой стране для привлечения внимания инвесторов и партнёров. Существенный минус «roadshow» — зачастую он не приносит конкретных инвестиций и контрактов.
Куда стартаперу податься?
Далее Игорь Рождественский «проходит босиком» по каждой из ведущих стран, отмечая острые камни на пути предпринимателей, решивших выйти на тот или иной рынок.
Так, рассказывая о США, спикер отметил огромное количество соискателей на инвестиции.
«Все знают об историях успеха в Долине, но никто не пишет о могилах неизвестных солдат, — резонно заметил Рождественский. — Приоритет в Штатах отдают проектам из телекоммуникационной среды, здравоохранения, образования и развлечений».
Отметил эксперт Израиль, дающий стартаперам возможность «сделать компанию и продать ее американцам», а также Канаду, где есть специальные визы для стартапов — «это ещё одна дорога в США, здесь динамичный рынок, социальная защита, низкий уровень преступности, н ет социального расслоения».
В своем выступлении Игорь Рождественский рассказал про выход стартапа на рынки Финляндии, Чили, Кореи, Швейцарии, а также любимого и почитаемого в Татарстане Сингапура.
«Это мощная и динамичная экономика. Своеобразный ключ ко многим Юго-Восточным странам, — заверил Рождественский и напомнил, между тем, про сингапурские «высокие барьеры и трудности с получением разрешений на ведение бизнеса».
Финские «приманки»
Возвращаясь непосредственно к теме семинара — программе FinLanding, руководитель проекта «Rubicon» по поддержке российского бизнеса в Финляндии Сергей Трошков заявил, что финны позволяют ряду стартапов получить визы, оказывают полноценную консультацию, помогают найти инвесторов и партнёров после прохождения конкурсного отбора.
«Нам хотелось бы увидеть на рынке уже действующие российские компании», — пояснил Трошков.
Поняв, что никто из собравшихся на семинаре в Казани пока ещё ни разу не был в Финляндии, эксперт без утайки раскрыл «финскую реальность»: безработица перевалила за 8%, экономика переживает трансформацию, бумажная промышленность уходит в Китай, судостроение никому неинтересно. «Ещё и продали половину бизнеса Nokia», — посетовал спикер. Не удивительно, что Финляндия находится «в активном поиске» и стартапов, и инвесторов.
Увидев в глазах собравшихся стартаперов недоумение, Трошков попытался «реабилитировать» Финляндию.
По его словам, работать в стране проще, у многих фирм нет печатей, электронные письма приравнивается к договору, существует европейская сертификация и патенты, облегчены расчёты с иностранными компаниями, открыт доступ к венчурному и заёмному капиталам, и много чего еще.
Да, и программа FinLanding — реальная возможность переезда на постоянное место жительства в ЕС. При этом Сергей Трошков заверил, что Финляндия — вовсе не дорогая. В стране, по его словам, дешёвая аренда: от 3 до 30 евро в месяц за квадратный метр в зависимости от типа помещений. Абонентская плата за электричество — 16,8 евро в месяц, за воду — 50 евро в месяц.
Смогут ли стартаперы из Татарстана окунуться в «финскую реальность» — покажет время. Программа собравшихся заинтересовала, и уже по окончании семинара молодые предприниматели атаковали экспертов вопросами и пожеланиями.
Остается надеяться, что у собравшихся отложилось не только утверждение спикеров, что «русские часто используют Финляндию как трамплин для тестового выхода на международный рынок», но и многочисленные предупреждения экспертов о высоких рисках конкуренции на любом рынке. О рисках, которые каждый берет на себя сам.
Станислав Романов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: