Новости
10 Апреля 2014, 17:00

Автокредиты в Татарстане: наращивая просрочку

В России доля кредитных автомобилей растет вместе с просрочкой. В число проблемных регионов с повышенным процентом задолженности по автокредитам «въехал» и Татарстан. Между тем, в республике существенных изменений в подходах к оценке заемщиков не произойдет, успокаивают банкиры. И тут же поправляются — конечно, если не будет серьезного ухудшения макроэкономической ситуации.

Татарстан оказался в числе наиболее проблемных регионов, где процент просроченной задолженности по автокредитам выше, чем в среднем по стране. Среди аутсайдеров традиционно отметились Москва и Санкт-Петербург, а также Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская, Свердловская области и Краснодарский край.

Неутешительные данные приводятся в исследовании коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», согласно которому в России доля кредитных автомобилей растет вместе с просрочкой.

Несмотря на падение объема продаж автомобилей в стране на 5,4% относительно показателей 2012 года, доля кредитных автомобилей продолжает расти, говорится в исследовании. Не последнюю роль в росте спроса на автокредитование в прошлом году сыграла госпрограмма субсидирования потребительских кредитов на покупку новых авто. Однако программа завершилась 31 декабря, и продлеваться будет едва ли.

«Ситуация на отечественном авторынке будет зависеть от того, как будет развиваться экономика. Если произойдёт улучшение, и влияние стагнации будет минимизировано, то возможно, что показатели будут выше, чем в 2013 году. То есть, у граждан появится определённая уверенность в своём будущем, станет яснее ситуация с их занятостью, а значит, и с доходами, и они могут принять решение о приобретении машины, что поддержит автопроизводителей. С другой стороны, в предстоящие год-два нас может ждать своего рода „передышка“, которая не связана с какими-то кризисными явлениями в экономике России. Выражаться она может в снижении объёмов производства и продаж, качественном изменении в модельном ряду, в увеличении доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, в росте продаж компактных автомобилей, — полагает ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Серьёзное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор, как значительный неудовлетворённый спрос на автомобили в нашей стране».

Достаточно позитивно смотрят на отрасль и развитие автокредитования в ней и в «Секвойя Кредит Консолидейшн». «В 2012 году в кредит были оформлены 33,6% автомобилей, в 2013 году — 45,8%, в 2014 году ожидается 60%», — отмечают в компании.

Между тем, одновременно с ростом доли кредитных авто увеличивается и объем просроченной задолженности — по итогам первого квартала он достиг 47,6 млрд рублей, что на 30% больше аналогичного показателя прошлого года.

На сегодня объем просрочки составляет более 10% от совокупного общего кредитного портфеля. «Можно прогнозировать, что в 2014 году просроченная задолженность продолжит свой рост, однако он будет не столь активный, что связано с общим снижением продаж новых автомобилей, с действиями кредиторов, направленными на минимизирование просрочки. Таким образом, по итогам 2014 года данный показатель может составить 53,2 млрд рублей (+16,1%)», — полагают в агентстве.

Увеличение просрочки связано с целым рядом факторов: ухудшение финансового положения населения, рост безработицы — заемщикам стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне роста закредитованности. Кроме того, растет и доля населения, обслуживающего сразу несколько кредитов, и доля ежемесячного дохода, которая идет на их погашение.

«Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен еще и тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в конце 2012 — первой половине 2013 года, когда банки вели менее жесткую политику выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля „молодых кредитов“ заметно улучшилось», — говорит заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова.

При этом эксперт полагает, что банки, «как никогда озабоченные финансовыми показателями», и в дальнейшем будут усиливать контроль над выдачей автокредитов.

Впрочем, банкиры подобные опасения не разделяют.

«С одной стороны, безусловно, рост просроченной задолженности не может не вызвать тревогу у банковского сообщества. Соответственно, в качестве контрмер банки будут вынуждены ужесточить подходы к андеррайтингу клиентов и своему риск-менеджменту. Однако не стоит забывать, что рынок автокредитования один из самых высококонкурентных. И банки в ынуждены искать баланс интересов в данном вопросе», — говорит заместитель председателя правления по розничному бизнесу ОАО «ИнтехБанк» Нияз Теркулов и заверяет, что в текущем году «каких-либо серьезных изменений в подходах к оценке клиентов в области автокредитования не произойдет».

«Конечно, если только в стране не будет серьезного ухудшения макроэкономической ситуации», — добавляет банкир.

Юлия Амочаева

Новости
04 Мая 2024, 16:53

На X Казанском марафоне ожидается 30 тыс. участников

Мероприятие пройдет с 10 по 12 мая.

С 10 по 12 мая в Казани пройдет юбилейный X Казанский марафон. В нем примут участие спортсмены из 17 стран. Об этом сообщил директор АНО «Центр проведения спортивных мероприятий «Казанский марафон» Вадим Янгиров, передает «Татар-информ».

Он отметил, что количество участников планируется увеличить с 25 до 30 тыс., что в два раза больше обычного. 10 мая пройдет чемпионат и первенство России по спортивной ходьбе, а затем — традиционные детские забеги и забеги для малышей. 11 мая в 8 утра начнутся основные забеги на 10 и 3 км. Вечером на стадионе «Трудовые резервы» стартует вечерняя программа для гостей и участников марафона, а также «Парад наций» с участием представителей 17 стран, 80 регионов России и почти всех районов Татарстана. 12 мая состоятся забеги на 21 и 42 км, на которые приедут спортсмены из Африки.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: