Новости
27 Марта 2014, 11:00

Не защитил — потерял?

Собственная компания — это крепость, у неё есть свой «флаг и имя». Сегодня это называется «торговым знаком», который нужно защищать от конкурентов. Корреспондент портала TatCenter.ru побывал на мастер-классе в Минэкономики РТ и выяснил, к чему должен быть готов предприниматель в схватке за бренд.

В Минэкономики РТ при поддержке республиканского Центра поддержки предпринимательства (ЦПП) и ТРО «Опора России» прошел мастер-класс, посвященный защите бренда. Собравшимся бизнесменам были представлены пять реальных историй из жизни о том, как предприниматели чуть не потеряли собственный бизнес из-за безответственного отношения к бренду.

Открыл семинар генеральный директор компании «БизБренд» — эксперт по регистрации товарных знаков и защите интеллектуальной собственности Александр Архипов.

«Не секрет, что в судебной практике возникают вопросы, когда недобросовестные конкуренты или мошенники пользуются тем, что предприниматель не всегда вовремя защищает и ненадлежащим образом оформляет свою документацию и интеллектуальные права. Мошенники могут воспользоваться плодами вашего труда», — сразу предупредил собравшихся Архипов.

«Клиентская база — это актив»

Первую историю в рамках мастер-класса поведал генеральный директор компании «Гуд Эксперт» Андрей Курамшин. История для бизнеса разрушительная, и казанским предпринимателям знакомая не понаслышке — о том, как уволенные сотрудники звонят клиентам от имени вашей компании.

Александр Архипов пояснил, что клиентская база — это продукт и актив компании, а также дал практические рекомендации, как действовать, если ей незаконно пользуются.

«Бывшие сотрудники могут использовать ваш актив для того, чтобы извлечь прибыль. В судебном порядке можно попытаться наказать мошенников. Необходимо, как минимум, связаться с одним из клиентов в тот момент, когда была использована база».

Далее все отчёты можно потребовать через судебный запрос. Расчётные счета раскроют всех контрагентов. А если клиентская база была использована компанией без документов, Архипов порекомендовал собрать «свидетельские показания».

Мошенникам в случае, если их вина будет доказана, грозят штрафы. Однако и они, как отмечает Архипов, не самоцель.

«С моей точки зрения, защищать свои права нужно всегда. Вопрос идёт не о суммах. Если вы в одиночку защищаете свои права, а другие не будут делать этого, то это только подстегнёт людей совершать подобные деяния. В США люди судятся за всякую ерунду, они верят в верховенство закона, это вопрос правосознания», — заявил Александр Архипов и добавил, что нюансы использования подобных активов компании желательно прописывать в трудовом договоре с работником.

12 лет беззащитности

Своей историей с собравшимися предпринимателями поделился и владелец сети магазинов «МясоТут» Джейхун Намазов.

«На нас могли подать в суд. Из-за бренда „Мясная лавка“, — подобных лавок (брендов) по России тогда было пять», — начал Намазов и рассказал, что изначально у его компании не было задачи защищать себя, а через 12 лет появилась настоящая проблема. Работать без зарегистрированной торговой марки оказалось проблематично.

«Когда дело доходило до каких-то юридических вопросов, выяснялось, что мы не можем распоряжаться „своим именем“. После того, как торговая марка стала нашей собственностью, все проблемы с законом в этой части у нас решились», — пояснил Намазов.

Собравшиеся предприниматели заинтересовались, как самим перед регистрацией торговой марки найти похожие названия компаний.

Александр Архипов пояснил, что как минимум 75% информации можно найти в интернете, однако это далеко не все наименования. Полная база имеется у Роспатента, но доступ к ней платный, напомнил эксперт.

Далее Архипов рассказал, что если потребитель не может отличить одну торговую марку от другой, значит, названия склонны достигнуть смешения.

«Если, например, лавка зарегистрирована у одного предпринимателя, то вы её зарегистрировать уже не сможете. Можно подать документы на регистрацию, но Роспатент вам откажет. Причины отказа указаны в статье 1483 Гражданского кодекса», — пояснил Архипов и предупредил, что если предприниматель будет использовать торговый знак без регистрации, то правообладатель вправе предъявить требования или судебный иск.

Интересовались собравшиеся бизнесмены и возможностью регистрации не торговой марки, а фирменного стиля, например, дизайна или стиля общения. Архипов предупредил, что стиль общения
как товарный знак зарегистрировать невозможно, а подумав, добавил, что единственный в его практике подобный случай — регистрация устава предприятия.

Как зарегистрировать ТМ?

После регистрации торговой марки предприниматель получает свидетельство о праве собственности. Подать документы не так сложно. А вот процесс регистрации может продлиться больше года.

«Если заявления о регистрации одной и той же торговой марки поданы одновременно, то информация о заявлениях имеется только в базе приоритетов Роспатента. К этой базе, опять же, доступ ограничен», — заявил Александр Архипов.

Госпошлина при регистрации марки составляет примерно 30−35 тысяч рублей, и зависит она от товарного знака и видов деятельности, рассказал эксперт, и рекомендовал пользоваться патентным поиском для экономии времени и денег.

Рассказал юрист и необычный случай из практики по поводу регистрации торговой марки. Через три дня после открытия Олимпиады в Сочи один из предпринимателей захотел зарегистрировать олимпийский знак с одним нераскрывшимся кольцом. По словам Александра Архипова, вероятность отказа в регистрации составляет 95%, поскольку знак до степени смешения совпадает с олимпийской символикой.

Жадность в крови предпринимателей

Далее о «причудах» собственного бизнеса собравшимся поведал генеральный директор кальян-кинотеатра «Relax Cinema» Райхан Халитов.

Компания Халитова успешно работала, «бед не знала», как вдруг предприниматель обнаружил в другом городе аналогичное заведение с таким же названием. Отношение «аналога» к бренду и его позиционирование Халитову не понравилось, он счел, что конкурент «портит торговое имя» его компании.

Предприниматель с помощью юристов зарегистрировал товарный знак, после чего отправил конкурентам документ о регистрации, заставив их переименоваться.

Однако на этом бизнесмен не остановился и пошёл дальше, — он решил зарегистрировать стиль заведения. Ответ Роспатента, как уже было сказано выше, оказался отрицательным — запатентовать можно технический инструмент, например, кофеварку с ядерным двигателем, но не «эту непередаваемую ауру заведения».

Кто-то сочтет подобные стремления предпринимателей «запатентовать всё и вся» жадностью, а кто-то практичностью и деловым подходом. Собравшиеся на семинар бизнесмены на этот вопрос ответили сами: «Да, это жадность. Живём один раз, а вдруг прокатит»?

«Уровень правосознания населения низок»

Завершил «парад историй» семинара генеральный директор компании «Франчайзинг5» Артём Захаров.

На примере близкого предпринимателю рода деятельности Захаров, сам того не подозревая, преподнес эксперту мастер-класса «загадку».

«Давайте представим ситуацию — продали франшизу. Заработала компания „Бабушки и Ёжики“, убрали „Ёжики“, поставили „Дедушки“, теперь это „Бабушки и Дедушки“. Делают всё то же самое, но забрали все технологии, наработки, и произошло такого вида воровство. Что можно с этим сделать»?

Александр Архипов признал, что на сегодняшний день в российском праве ситуация, в которой речь заходит о правах на товарный знак, почти что не регулируется.

«Если вы продаёте бизнес и хотите оставить за собой право на товарный знак, то перед тем, как его продать, зарегистрируйте товарный знак путём отчуждения на любое ООО или ИП, который вам подконтролен. Товарный знак не может принадлежать физическому лицу, только предпринимателю или юридическому лицу», — пояснил Архипов и добавил, что в случае банкротства предприятия товарный знак ликвидируется так же, как и само юридическое лицо.

«С вашего имущества распродаются долги, после чего вы как ИП ликвидируетесь, изымается свидетельство о регистрации, вы выходите из реестра. Как только запись о вас изымают, право собственности на товарный знак прекращается», — сказал эксперт, по словам которого, спасти положение можно лишь предварительным выводом торгового знака на третье лицо, как было описано выше.

Прощаясь с предпринимателями, пришедшими на мастер-класс, Александр Архипов задал вопрос из разряда риторических — почему малый бизнес заранее не заботится о регистрации ТМ, о защите бренда?

Задал и сам же ответил: «Уровень правосознания населения в России пока еще слишком низок».

Станислав Романов

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: