Каждому, кто хоть раз побывал в Адмиралтейской слободе, очевидно — здесь есть что менять к лучшему. В 2012 году в недрах исполкома мне удалось отыскать проект реконструкции территории. Но в ажиотаже подготовки к Универсиаде городу было не до того.
Время пришло: одной из сильных сторон концепции развития слободы является восстановление экосистемы старого русла Казанки и создание парка на прилегающей территории. Идея реновации старого, прямо скажем, достаточно запущенного района, выглядит очень привлекательно.
Решение о развитии этой территории принимал лично глава Татарстана после осмотра слободы. Помните нашумевшую прогулку Рустама Минниханова с Олесей Балтусовой в 2011 году? Представлял проект уважаемый архитектор и градостроитель — профессор Александр Дембич. Достаточно в проекте и амбициозных формулировок: создание музейного комплекса Адмиралтейства, строительство нового жилья, дорог, эстакад, подземных и надземных переходов, обновление инженерно-коммунальных сетей, новые школы, садики…
Чтобы соотнести бумажную концепцию и реальность Адмиралтейской слободы, предлагаю запомнить (или сохранить в навигатор) карту района с отмеченными на ней территориями, предназначенными для развития, и прочитать сам документ, пройдясь, так сказать, «президентскими тропами».
«Бумажная» концепция и реальность
Как можно увидеть на плане реновации Адмиралтейской слободы, здесь предусмотрены четыре основные зоны для строительства нового жилья.
Это треугольный участок правее железнодорожных путей, территория в границах улиц Поселковой, Красного Химика и Ново-Московской, частично — Адмиралтейская и левая сторона улицы Клары Цеткин, а также участок, примыкающий к улице Милицейской и мыс в акватории Волги. Под строительство предполагается использовать заброшенные территории предприятий (в концепции речь идет о площадках завода «Сантехприбор» и Вертолетного завода, кроме того, обсуждаются земли Порохового завода). Ещё планируется освободить место, снеся ветхое жилье (на перечисленных улицах), и намыть прибрежную территорию.
Въезжаю в Адмиралтейскую слободу. Треугольник после железнодорожной насыпи выделяется сразу — это огороженная промышленная территория, жилья там не видно, хозяйственной деятельности тоже. Взаимодействие с руководством предприятий, на землях которых намечено строительство, — тема отдельная. Напрямую интересы жителей района она не затрагивает.
Прошу кондуктора подсказать, где лучше выйти, чтобы пройти к мысу, предназначенному под застройку. Удивительно, но она знает, о чем речь. Как выяснилось, жители района вообще на удивление хорошо осведомлены о планах по переустройству слободы.
Поднимаюсь на опорную стенку волнореза. Впереди — волжский простор, рассеченный полосой намытой автодороги, соединившей в этой части акватории волжские острова. Этот участок намыли еще в прошлом году. Прямо передо мной, судя по карте концепции, должен быть сделан съезд на платную автодорогу. Естественно, формулировки «платная автодорога» в документе не найти. Понятно, ведь и автодороги на бумаге нет — проект строительства не утвержден. А на деле-то — вот она, пешком дойти можно, как объясняют местные — по льду, по рыбацкой тропинке. Зато на карте концепции присутствует «аппендикс» основной районной магистрали, ведущий прямо в воду.
«Платная автодорога», которая под снегом практически не видна…
Экологи выступают с однозначным осуждением идеи как самой дороги по волжским островам, так и конкретного съезда на нее. Насыпи в акватории Волги перекроют естественную циркуляцию воды и превратят прибрежную территорию в мусороотстойник с затхлой водой. Вспоминаю, на общественных слушаниях эколог Неля Биктимирова вопрошала:
«Если проект дороги не утвержден, объясните, почему к ней заложен съезд? По доверенности от Российского экологического союза я считаю, что данный проект разработан с нарушением градостроительного законодательства, не соответствует генеральному плану Казани и схеме территориального планирования Татарстана…»
Вопросы в никуда…
Устье старого русла Казанки. В Волгу вода поступает по трубам…
Продолжаю осмотр. Слева от меня на заснеженном пространстве реки виднеются башни казанского водозабора. Согласно спутниковым картам Google, там сформирована одна из двух в этой местности песчаных насыпей — длинный «язык», вдающийся в речную гладь. Справа — мыс полукруглой формы с возвышающимися хаотичными грудами песка. Между ними стоит строительный фургончик, два экскаватора и трактор. Не работают. Возможно, потому что суббота.
…зато отлично просматривается на Google-картах
Мыс в Адмиралтейской слободе — Google
Интересуюсь у местной жительницы, заметны ли в другое время какие-либо строительные работы.
«Песок увозят каждый день, вечерами, после шести — видимо, дороги меньше загружены. Вообще, песок на этой площадке складируют уж тридцать лет как, — доверительно сообщает Вера Алексеевна. — А сейчас собрались строить 9- и 14-этажные дома. Не представляю, как — уровень воды ведь в некоторые годы до подпорной стенки поднимается, все затапливает. Лучше бы оборудовали пляж для жителей района. Живем на берегу Волги, а пляжа нет».
Открываю концепцию. Проблему подтопления планируется решить: «7.1.3. Подсыпка территории в прибрежной зоне реки Волги для формирования площадки;
Объем намыва виден в сравнении: протяженность новой защитной дамбы — лишь на километр меньше существующей сейчас набережной. В документе, составленном по итогам публичных слушаний, записано: «исключить строительство дамбы и моста с выводом к проектируемой автодороге по волжским островам; исключить осушение прибрежных территорий». Войдут ли эти пункты в окончательный план развития, до обсуждения в правительстве сказать нельзя. Но в таком случае концепция лишится самого элитного куска — намывных земель.
Следующий пункт моего маршрута — участок под снос в границах улиц Ново-Московская, Красного Химика, Поселковая. Согласно концепции, численность жителей слободы в результате реновации должна увеличиться более, чем в два раза, — с 9 до 20 тысяч человек. Должно быть построено 130 — по проекту, а в потенциале — до 300, по оценке Дембича, прозвучавшей на слушаниях, квадратных метров жилья.
А пока… Кирпичные пятиэтажки послевоенной застройки. Высокие арки и «второй свет» — столь модный прием в современных коттеджах — лестничных проемов. Просторные дворы и много неба. Притулившиеся бревенчатые домики того же времени, жилые. Огромные деревья, как куполом, ветвями закрывающие крышу деревянной усадьбы. Золотые купола Зилантова монастыря, парящие на отрытом взгляду горизонте. Тот самый ветхий фонд, который по проекту — под снос. А людей куда? В Азино, как это было с жителями Старо-татарской слободы, или на Ленинградскую и в Юдино? Золотистое дерево и большие окна — это уже новые дома в частном секторе — его тоже под снос?
Кто заплатит?
Несомненно, городские территории должны развиваться. Только есть такой документ — Хартия Земли, согласно которому среда, окружающая людей, и право людей на жизнь в привычной среде признаются ценностью.
С Адмиралтейской слободой возникает серьезная коллизия. Чтобы не получилось так же, как со Старо-татарской слободой, которую расселили еще в нулевых, а капитала, достаточного для реновации всей территории с учетом восстановления домов — памятников республиканского и федерального значения, — так и не нашлось.
В Адмиралтейке такого количества объектов с обременением нет. Но для того, чтобы район стал привлекательным для инвесторов, нужно запланировать строительство большого количества жилья, и в первую очередь не простого, а «золотого» — класса «элит» и «бизнес». Благо, для перехода в это качество у слободы припасены потенциальные «фишки»: рукой подать до Кремля, Волга, и наследие — с «вкусными» историями про верфи и дракона Зиланта, да еще и без контролирующих организаций в нагрузку.
Новая береговая линия уровня «элит» и выезд на волжский хай-вей окончательно вбросит потенциальных покупателей квартир в обновленной слободе в число людей, идущих по жизни легко. Понятно, что в такой картинке бывшим заводчанам со свернутых производств, выселенных из аварийного фонда, места не найдется. По крайней мере, упоминаний о строительстве домов для переселения жителей на территории слободы в концепции я не увидела. Новые садики, новые гаражи — это все тоже не про них, выходит.
Получается, «уравнение с переменами» выглядит следующим образом:
- Экология: чтобы восстановить территорию старого русла, нужно насыпать дамбу в акватории Волги и застроить прибрежную зону;
- Жилой фонд: чтобы построить новые дома и проложить хорошие дороги, нужно снести существующие дома и выселить жителей за пределы района.
В итоге, за «перемены к лучшему» в проблемных местах заплатят жители района и находящаяся в незапущенном состоянии природа.
Юлия Файзрахманова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: