Крымские татары настроены на диалог с Россией, но только в лице Татарстана. Накануне, 2 марта в Казань из Украины вернулась делегация депутатов Госсовета РТ, которые еще 27 февраля вылетели в Симферополь, чтобы донести до местных властей «обращение к народу Крыма» от Татарстана. Парламентарии вернулись довольными, но признались, что встретили их в объятом волнениями регионе настороженно — «войны никто не хочет, но она витает, уже витает», — пояснил депутат Рафил Нагуманов.
Напомним, 26 февраля крымские татары вышли к зданию Верховного Совета Крыма и пытались блокировать работу депутатов. Они не признали новое правительство республики, созданное «под дулом пистолета», и пообещали дать отпор любым попыткам отторжения Крыма от Украины. Заявлялось и о том, что народ создает собственные отряды самообороны, чтобы обеспечивать безопасность в городе.
Как выяснили татарстанские депутаты, крымские татары намерены решать проблему дипломатическим путем, но от своих интересов отступать не будут: они хотят 14\% присутствия в парламенте, равных прав с украинцами и русскими и больших социальных гарантий. Отстаивая целостность страны, они готовы разговаривать с властями России, если Татарстан будет их поддерживать, рассказали депутаты. О финансовой помощи со стороны Татарстана речи не идет, сразу оговорились они, просто «командировочных не хватит».
«Я считаю, что наша делегация вовремя в нужном месте оказалась. За это спасибо руководству республики. Нас сначала восприняли как-то „не очень“, но, в конечном итоге, когда мы познакомились со всеми тремя сторонами — украинцами, русскими, крымскими татарами, мы были восприняты хорошо. Друг без друга они никак не смогут жить. Я думаю, они все хотят мира. Единственное, чего они боятся — что приедут западные украинцы, эти молодчики, которые заходят в кабинеты, прокуроров и следователей бьют», — говорит депутат Нагуманов.
Татарстанская делегация в Симферополе встретилась и с главой Милли Меджлиса — «народного парламента» крымских татар, Рефатом Чубаровым, который согласился разговаривать с российскими сенаторами, также приехавшими в Крым, только в присутствии делегации из Татарстана, «потому что татарстанцы лучше них понимают», — рассказал депутат Разиль Валеев.
Татары в Крыму не хотят видеть российские вооруженные силы на своей земле и не верят в референдум о статусе республики. При столь малом представительстве их интересы снова не будут учтены, боится Чубаров, точно так же, как это было в 1991 году.
«Они были нам очень благодарны за поддержку от Татарстана. Во время беседы мы спрашивали, каким они видят будущее Крымской республики. У них есть свои, очень трезвые суждения, никаких эмоций, это был очень хладнокровный разговор. Говорят, что у них около ста общественных организаций, и у всех есть специфические проблемы… Их мнение сходится в том, что у крымских татар должны быть такие же права, как и у украинцев, русских. Они хотят принимать активное участие в управлении республикой. По словам представителей народа, так как в Крыму они представляют 14\% населения, в парламенте Крыма представительство должно быть соответствующим. Без этого они не смогут решать свои проблемы. Кроме того, они хотят видеть своих представителей и во всех министерствах и ведомствах автономной республики», — рассказал депутат Разиль Валеев.
Учитывая общее население страны, права крымских татар в случае референдума защищены не будут, поэтому его они намерены проигнорировать. В таком регионе, как Крым, нужны три референдума — для украинцев, русских и крымских татар, пришли к выводу депутаты.
По словам Нагуманова, именно татарстанские депутаты смогли повлиять на Рефата Чубарова и остановить обострение конфликта между русскими и татарами.
«В том же крымско-татарском движении нет однозначности их мнения. Там пророссийские настроения, и даже если были настроенные на поддержку Майдана, три наших депутата — Закиров, Миннулин, Валеев — очень серьезную работу провели, и сознание Чубарова и его сторонников, я думаю, они перевели на мирный лад, они будут с нами работать… В первый день мы стояли у опасной черты, когда татары вышли к зданию парламента — могли начаться кровопролития. И Чубаров вовремя сумел остановить, и русская часть населения вовремя остановилась. А наши депутаты с ним работали очень хорошо, и какую-то часть его взглядов они поменяли в нашу строну, я считаю. Речь идет о том, чтобы предотвратить провокации со стороны крымских татар и русских», — заявил депутат.
И хотя, по словам депутата Виктора Бударина, за время их пребывания необходимости во вводе войск они не увидели, такое развитие событий вполне вероятно, соглашаются парламентарии.
«Я считаю, что решение было принято вовремя и мощно. Если к Крыму придут и начнут резать население, почему мы должны (оговорился — россиян). русских не должны там защищать? Они не россияне, хотя, в определенной части россияне есть. Я считаю, мы их должны защищать. Их и вводить-то не надо, у нас там есть Черноморский флот, который уже там. Но, я думаю, силы будут применены в Крыму, в самой Украине не знаю, как, только в том случае, если начнется резня, если придут эти радикальные силы, которые начнут проливать кровь», — поделился мнением Рафил Нагуманов.
Председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, поехавший в Украину в составе делегации, сообщил, что стороны уже договорились о подписании договора о сотрудничестве — оно произойти в ближайшие месяцы. Налаживать связи Милли Меджлис и ВКТ будут пока только в культурно-образовательной сфере — обмениваться делегациями и приглашать студентов на учебу. Но крымские татары нацелены на более тесное сотрудничество, — рассказали депутаты Госсовета.
На фото Рефат Чубаров и Сергей Аксенов
Проблема Украины в том, что она в своем экономическом развитии застряла в середине 80-х годов, считают депутаты Госсовета РТ. В городах нет стройки, села запущены, население недовольно. Если бы были решены основные социальные проблемы, народ бы не вышел на улицы, заключил Закиров.
«В ходе бесед мы пришли к основному выводу — в основе всех этих конфликтов лежат множество нерешенных проблем украинского общества. В частности, в Крыму социально-экономическое развитие под большим вопросом. Крымские татары рассказывают о нерешенности их основных проблем. Несмотря на то, что с момента их возвращения прошло больше 20 лет, их обустройства, в полном смысле этого слова, так и не произошло. Они не могут получить землю, строить дома. Власти говорили, что что-то делают, но потом перестали выделять средства.
Мы слышим только заявления, что они поддержали Майдан, но в ходе обсуждений мы выяснили, что они готовы сотрудничать не только с Майданом, они готовы сотрудничать и с Россией, конечно же, прежде всего, в лице Татарстана. Мы встречались в разных форматах — с членами Меджлиса, российскими сенаторами. Единственный вопрос — кто будет решать эти проблемы, вопросы восстановления прав этого народа. Потому что просто строительство жилья не решит их. Они говорят о целом спектре вопросов восстановления прав крымско-татарского народа. Чтобы они получали тот же спектр государственных услуг и гарантий, что и другие граждане Украины", — говорит Закиров.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: