Татарстан может стать центром по внедрению транспортных интеллектуальных систем в России. Сегодня на секции по безопасности на дорогах в рамках форума «Безопасность и связь», на который съехались крупнейшие игроки рынка и российские силовики, эксперты предложили сделать Казань контрольным городом по внедрению новых технологий в транспортной мобильности.
Интерес местных властей в таком позиционировании очевиден: по словам начальника УГИБДД по РТ Рифката Минниханова, в регионе планируют значительно повысить уровень безопасности на дорогах, уменьшить число заторов, ограничить вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Опираться на ИТ-разработки Татарстан будет как «самый продвинутый» в этом направлении регион.
На данный момент в республике ситуация с аварийностью и особенно со смертностью не самая благополучная. И даже меры, которые принимались в рамках подготовки к Универсиаде, помогли «лишь частично смягчить проблему, но мы не добились тех результатов, которых бы нам хотелось», — сказал на форуме премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков.
По его словам, за год в республике на дорогах погибает около 700 человек, намного больше людей получают травмы. За десять лет общее число транспорта в регионе выросло с 700 тыс. до 1,5 млн машин. Водителей стало больше вдвое, а число ежегодно регистрируемых нарушений со стороны водителей увеличилось до 5 млн.
«Беда сегодняшних водителей, хотя причиной ДТП являются не только они, в том, что количество приобретаемых автомобилей часто не идет в том же темпе с профессиональной подготовкой, уровнем психологической готовности, особенно учитывая дорожную инфраструктуру», — говорит премьер-министр.
По данным исследования на начало 2014 года, Россия оказалась на 97 месте из 193 в рейтинге смертности в ДТП. В среднем, в стране ежегодно гибнет 18 человек на каждые 100 тыс. населения, в США — 14 человек, несмотря на большее количество транспорта, привел цифры Ильдар Халиков. Больше всего людей ежегодно погибает в Намибии — 45 человек на каждые 100 тыс. населения, затем следует Таиланд — 44 человека, на третьей позиции — Иран, где на 100 тыс. человек ежегодно гибнет 38 человек.
Ориентирами для республики, по словам Халикова, являются Дания, Япония, Сингапур, Швеция и Швейцария, где этот показатель — 5−6 человек на 100 тыс.
Глава УГИБДД по РТ Рифкат Минниханов заявил, что в республике технологические разработки для улучшения транспортной обстановки планируется внедрять уже в ближайшее время. Будет создано мобильное приложение — система оповещения о состоянии загруженности дорог, которое должно появиться у всех водителей. Оно, по идее властей, сократит время простоя на светофорах, поможет планировать торможение, что позволит сократить токсичные выбросы в атмосферу, и уменьшит транспортный поток. Приложение будет сообщать о фазе работы ближайшего светофора.
В ГИБДД хотят упростить жизнь водителям — создать систему, которая бы распознавала дорожные знаки, помогала при парковке, мониторила «слепые» зоны. Нужна и развитая инфраструктура для передачи сигнала в любой точке дорожной сети, говорит Рифкат Минниханов.
Недавнее внедрение АСУД, как рассказал глава ГИБДД РТ, увеличило пропускную способность дорог в 2,5 раза. Отмена левых поворотов в Казани увеличила пропускную способность в 1,5 раза. Но для того, чтобы система работала эффективнее, нужна автоматическая фото- и видеофиксация, которая минимизирует возможность аварий на дорогах.
Для запуска в республике интеллектуальных транспортных систем необходимо создание некоммерческого партнерства интеллектуальной транспортной системы (ИТС) на примере компании ERTICO, представителя которой пригласили и на форум в Казани. Организация представляет собой государственно-частное партнерство для создания ИТС. С Россией они начали сотрудничество по системе Глонасс. В декабре 2013 года было подписано соглашение в рамках создания системы общеевропейской системы eCall и внедряемой в стране системы Эра-Глонасс. Планируется, что стороны будут проводить испытания на территории нескольких государств по возможностям обеих систем в чрезвычайных ситуациях.
Директор по сотрудничеству и коммуникациям ERTICO Расмус Линдхольм рассказал, что они готовы сотрудничать с властями и компаниями Татарстана. По его словам, одной из главных трудностей, с которыми компания сталкивается в работе, — необходимость все технологии делать в первую очередь удобными для жителей городов.
«При постоянном росте населения городов становится ясно, что спрос на транспортные услуги постоянно растет. Параллельно растут и ожидания пользователей — люди хотят пользоваться кратчайшими маршрутами, передвигаться на современных средствах, хотят оплачивать проезд с помощью унифицированной системы. Сейчас транспортная мобильность становится все более направленной на пользователя. Появились возможности онлайн-бронирования, оплаты билета через интернет, навигационное оборудование — все это создается с ориентиром на комфорт потребителя.
Вторая особенность — широкий шаг в сторону автоматизации, а также позиционирование мобильности как комплекса услуг, которые будут предоставлять специализированные организации, контролирующие отдельные отрасли в транспорте", — говорит Расмус Линдхольм.
Эксперт в области внедрения устойчивых ИТС, глава международной дорожной федерации Йозеф Жако считает, что при запуске новых механизмов для обеспечения безопасности на дорогах государству и бизнесу необходимо объединяться, чтобы хоть частично снизить смертность в ДТП.
«Умные системы — это не вопрос технологии, это вопрос сотрудничества. Стабильная транспортная система подразумевает под собой то, что мы должны быть уверены, что нам обеспечивается безопасность. Мы должны быть более эффективными в этом вопросе. Необходимо создавать систему высокого класса — первоклассными должны быть дороги, транспорт, водители. По данным ООН, ежегодно по всему миру погибает около 1,3 млн человек, это общее население Казани. Представьте, если через год в Казани не останется ни одного жителя», — говорит Йозеф Жако.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: