Как должен измениться Государственный Совет Татарстана с учетом новых реалий политической и экономической жизни страны?
Если вы говорите о содержании работы, то Государственный Совет идет в ногу со временем и трудится эффективно. Все законы, необходимые республике, принимаются своевременно и качественно. Законы опираются на реальные условия и имеющиеся в бюджете средства. Иногда какие-то законы вызывают нарекания оппозиции. Но это еще не означает, что они некачественные.
Политика, как известно, есть искусство возможного.
Каждый депутат Госсовета ведет работу в своем округе, принимает граждан, опять же — по мере возможности старается помочь людям. Очень важно при этом взаимодействовать с районной властью, потому что большинство вопросов, с которыми люди обращаются — местного значения.
…изменения в содержании деятельности нужны, и они будут диктоваться теми процессами, которые идут в обществе.
У Госсовета обширное межпарламентское сотрудничество, к нам часто приезжают коллеги из других регионов по обмену опытом. Мониторинг законодательства выявляет немало нестыковок в федеральном законодательстве, и Госсовет выступает с законодательными инициативами. По окончанию весенней и осенней сессии председатель Госсовета публично отчитывается за работу парламента.
Конечно, изменения в содержании деятельности нужны, и они будут диктоваться теми процессами, которые идут в обществе. Например, жизнь диктует при разработке каждого закона заранее готовить пакет подзаконных актов исполнительной власти, чтобы по принятию закон сразу мог заработать в полную силу. Нужны изменения во взаимоотношениях с федеральными законодателями, которые пока недостаточно реагируют на законодательные инициативы с мест. Над этими и многими другими проблемами придется работать новому созыву.
Впрочем, я понимаю, что вы спрашиваете не столько о содержании работы, сколько о новом составе парламента, возможных изменениях в нем.
В Татарстане сегодня зарегистрировано 64 региональных отделения политических партий. Большинство из них выражают намерение участвовать в выборах. Но каким быть новому парламенту по составу — решать избирателям.
«Единая Россия» постарается подготовить к выборам сильных кандидатов. Процесс предварительного внутрипартийного голосования по их выявлению уже запущен — это праймериз. В нем могут участвовать как члены «Единой России», так и представители общественных организаций. Ни одна другая партия такого широкого обсуждения своих возможных кандидатов не проводит.
Политсовет ставит задачу сохранить позиции в Государственном Совете. В республике под руководством президента Р.Н. Минниханова реализуются десятки социальных программ. Несмотря на объективные трудности, Татарстан развивается, это один из самых передовых регионов страны. Татарстанское отделение «Единой России» сегодня насчитывает 134 тысячи человек, организация сильная и активная, ее возглавляет опытный политик — Фарид Хайруллович Мухаметшин. Надеемся, избиратели поддержат нас.
Кого бы вы хотели увидеть в составе Госсовета — портрет потенциальных кандидатов?
Хотелось бы видеть новые лица? Да, конечно.
В нынешнем созыве большинство депутатов, на мой взгляд, были активны и ответственны перед избирателями. Но сказать, что все без исключения трудились на пять с плюсом, не могу. Кто-то пропускал заседания комитетов, кто-то сессионные заседания.
К кому-то были замечания у Комиссии по депутатской этике. Кто-то не инициировал ни одного законопроекта.
Главная задача депутата — законотворчество, это так. В то же время судить о работе депутата исключительно по тому, сколько он инициировал законопроектов, будет однобоко. Депутатская активность выражается и в том, насколько человек использует жизненный опыт в рабочих группах по разработке законопроектов, даже не являясь их инициатором. Умеет ли отстоять свое мнение во всех возможных форматах — на заседаниях комитетов, рабочих групп, на парламентских слушаниях, как, в конце концов, часто общается с людьми.
Может быть, скажу крамолу, но нам надо тянуться к более высокому уровню политической культуры. В республику нередко приезжают парламентские делегации из разных стран, мне доводилось участвовать в приеме многопартийных депутаций Турции, Великобритании, США. У них есть чему учиться.
Как-то был случай — депутат-лейборист, сын лондонского докера, за гостевым столом поднимал тост за Красную Армию, освободившую Европу от фашистской чумы. Коллеги из Консервативной партии Дэвида Кэмерона дружно поддерживали его, хотя, по виду, им тост совсем не нравился. Или другой пример. Недавно сопровождала заместителя председателя Великого национального собрания Турции госпожу Мераль Акшенер, она яркая представительница оппозиции. Поразилась ее высочайшей культуре — и политической, и дипломатической, и человеческой.
«Внутри страны мы можем иметь разные мнения, — говорила госпожа Акшенер. — Но за ее пределами мы представляем Великую Турцию».
Депутаты этих многопартийных делегаций всегда обозначали, что расходятся в подходах к разным вопросам, но они всегда едины в патриотизме, любви к своим странам! Этому нам еще учиться и учиться.
В общем, в моем представлении, депутаты — это люди, знающие жизнь, многое в жизни сделавшие — за их плечами обязательно должен быть опыт. Люди порядочные, совестливые, готовые работать для людей. И любящие свою республику и свою страну. Надеюсь, именно такие придут в новый созыв Государственного Совета.
Какие движения, фракции Вы хотели бы видеть в составе Госсовета?
— Хотела бы видеть сильные, болеющие за дело фракции. Задирать ЕР и все валить на нее — ясное дело, легко. А вы попробуйте сделать для страны столько, сколько сделала «Единая Россия». Подняла с колен страну, стоявшую на краю пропасти. И в сложное время сохраняет и развивает ее, улучшает качество жизни людей. Президент России В.В. Путин опирается на «Единую Россию», с нашей страной сегодня в мире считаются. Самый яркий пример того, что мы на правильном пути — Олимпиада в Сочи! Вспомните, какие прогнозы давали недоброжелатели: «Зимняя Олимпиада в субтропиках — Россию ждет катастрофа». А мир увидел новую, открытую Россию, и наши олимпийские игры стали одними из лучших в истории.
Вы, конечно, ждете, что я назову, какие партии смогут провести своих кандидатов в Государственный Совет? Хорошо. У нас есть данные соцопросов — по ним ЕР сегодня имеет поддержку более чем половины избирателей. Преодолевает проходной барьер КПРФ. Те же социологические опросы показывают невысокий процент поддержки других партий. Возможно, кто-то еще сможет набрать 5 процентов, проведет одного депутата и создаст объединение по типу — человек-фракция. Впереди еще много времени, работать надо. Причем честно и порядочно.
Считаете ли Вы целесообразным (возможным) переход Госсовета к двухпалатной системе (по аналогу Госдума и Совет Федерации)?
— Нет даже намеков на такие дискуссии. Нужен ли и вообще возможен ли двухпалатный парламент в Татарстане? С Федеральным Собранием Российской Федерации — все ясно: Совет Федерации — это палата регионов, отражающая федеративную структуру российского государства. А у нас это будут представители районов? Местное самоуправление — самостоятельная, отдельная от государственной власть. Не только не целесообразно, но и противоречит российским законам смешение в одном органе государственной и муниципальной власти. Тем более, что у муниципалов есть свой высший орган — это съезд, на который собираются представители всех без исключения муниципальных образований. В некоторых российских регионах были в свое время двухпалатные парламенты, но после принятия законов о местном самоуправлении они перешли на однопалатную модель.
Возможно ли появление двух крупных фракций по примеру с Великобританией?
— Для этого необходимо наличие двух крупных и примерно равновесных партий. Лейбористы в Великобритании — традиционно левая партия, сейчас сместилась к центру, консерваторы — правоцентристы. В Америке демократы — чуть левее центра, республиканцы — чуть правее центра. Их смена у власти не приносит радикальных перемен в обществе, чуть больше или меньше становится социальных обязательств государства. Наши же коммунисты — за революционные перемены, за передел собственности, национализацию промышленности
Таких революционных перемен сегодня вряд ли кто хочет, людям нужна стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Хотя свой электорат коммунисты имеют, и шансы создать свою фракцию у них реальные. Неблагоприятный для них фактор, считаю, то, что с названием «коммунистическая», «коммунисты» зарегистрировано еще несколько партий, так что голоса их могут распылиться. Вопрос в том, сколько мандатов доверят КПРФ избиратели. Много голосов, чтобы стать крупной фракцией, на мой взгляд, коммунисты не смогут собрать. А другие партии в Татарстане, к сожалению или к счастью, на расклад политических сил существенно не влияют.
Возможно ли появление новых блоков в составе нового парламента?
Пока в нашем понимании избирательный блок — это добровольное объединение двух или более партий для совместного участия в выборах, совместное выдвижение кандидатов или списка кандидатов. Такие альянсы были разрешены законодательством до 2007 года. Сегодня они невозможны, хотя дискуссии на эту тему в Государственной Думе идут. В том числе, обсуждается возможность создания блоков уже после избрания в Государственную Думу.
Такой опыт есть в ряде европейских государств, многопартийные коалиции внутри парламента помогают в решении сложных вопросов, особенно, если ни одна партия не набирает большинства по итогам выборов. Если такой закон будет принят Государственной Думой, и если в парламент республики, кроме коммунистов, сможет избраться хотя бы по одному депутату еще от каких-то партий, думаю, они смогут договариваться по отдельным вопросам.
Что касается «Единой России», конечно, партии необходима широкая народная поддержка, в том числе партнеров — общественных организаций. Недавно мы провели Форум сторонников, подписали ряд соглашений о партнерстве с общественными организациями. Представитель Партии садоводов, например, на форуме предложил объединить усилия в реализации единороссовского партийного проекта «Дом садовода — опора семьи». Много предложений о сотрудничестве было от общественных организаций.
Конкуренция… будет мощная
Сейчас к нам начали обращаться представители новых центристских партий, близких по своим политическим позициям к «Единой России», думаем о формах сотрудничества. Но это, конечно, не будет блок. Сегодня в парламенте есть группа поддержки «Единой России» — «Татарстан — новый век», хорошо себя зарекомендовала группа женщин-депутатов «Мэрхэмэт». Было бы хорошо сохранить их.
Считаете ли вы, что в новом парламенте будут представлены выдвиженцы Общероссийского народного фронта? Будут ли они конкурировать с «Единой Россией»?
— Общероссийский народный фронт в Татарстане, объединяющий еще несколько десятков авторитетных общественных организаций, — это наши партнеры. Думаю, их представители будут участвовать в праймериз — предварительном внутрипартийном голосовании по определению кандидатов в депутаты. И в этом смысле, конечно, конкуренция там будет мощная. И если представители ОНФ получат поддержку выборщиков, наберут высокий рейтинг, они смогут войти в партийные списки и выдвигаться в депутаты на общих основаниях с партийцами. Шансы у них есть. Как самостоятельная сила ОНФ, конечно, не выдвигается, потому что это не политическая партия.
Считаете ли Вы возможным появление в составе Госсовета представителей некоммерческих организаций (НКО)?
— У нас в стране около трех десятков разных видов некоммерческих организаций — от обществ садоводов, казачьих сообществ до автономных предприятий, религиозных организаций, товариществ собственников жилья и благотворительных фондов. Поскольку эти организации все же некоммерческие, а участие в выборах дело затратное, скорее всего, им нужно быть партнерами политических партий и стараться войти в партийные списки. Хотя никто не исключает борьбы в одномандатных округах.
Считаете ли Вы необходимым омоложение состава парламента путем включения в него представителей молодежных организаций? Насколько сильным должно быть это омоложение?
— Как можно включить в парламент представителей молодежных организаций? Молодые люди на общих основаниях должны выдвигаться и проходить избирательный марафон. Есть ли у них шансы победить в одномандатных округах? Не имея достаточного политического опыта, да и финансовых ресурсов, сделать это непросто. Молодым реальней избираться через партийные списки, но для того, чтобы попасть в список, необходимо активно заниматься партийной работой, победить в праймериз. Я не приветствую, чтобы просто по квоте в партийные списки включали кого-то — по возрасту, полу, национальности. За человеком должны быть дела, авторитет. Если кандидатура молодого человека действительно поддерживает список и прибавляет ему вес, а не тянет его вниз, — вот это и будет его шанс.
Я много работаю с молодежью, их запросы о социальных «лифтах» и «коридорах» по-человечески понимаю. Конечно, момент удачи, когда кому-то везет больше, он есть. Но везет, как правило, тому, кто везет.
Хочешь избираться — трудись, нарабатывай опыт и авторитет себе и партии. Думаю, что в списках «Единой России» молодежь, безусловно, будет. К тому же сейчас мы начали реализацию проекта «Молодой гвардии» «Политзавод», победители которого имеют шанс попасть в Общественную молодежную палату при Госсовете.
Обновление состава, как поставил задачу перед Госсоветом президент Татарстана Р.Н. Минниханов, считаю и возможным, и необходимым.
А в целом, мы, конечно, понимаем, что выборы будут очень и очень сложными. Пусть победит тот, кто заслуживает этого своими реальными делами на благо татарстанцев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: