С целью реализации прав детей-инвалидов в Татарстане функционируют 1890 детсадов, из них 365 — полностью компенсирующего значения либо с группами для детей, нуждающихся в оздоровлении и коррекции нарушений развития. Спецсадики посещают 13,2 тысячи детей. 69% школьников с ограниченными возможностями обучаются в образовательных школах. Для детей, обучающихся по спецпрограммам, создано 51 коррекционное учреждение — в них обучаются 5664 человека, или 27% детей-инвалидов. Еще 1,5 тысячи детей получают образование на дому.
В 2014 году порядка ста республиканских школ должны быть готовы принять в свои стены детей с ограниченными возможностями по программе инклюзивного образования. На реализацию программы в бюджете республики предусмотрено порядка 19 млн рублей.
Эксперты опасаются, что выделяемые средства пойдут лишь на формальное «переоборудование» учебных заведений и обучение педагогов. Между тем, Татарстану нужна принципиальная позиция властей, абсолютно иной подход общества к детям, которым необходима помощь специализированных педагогов. К этому республика, учебные заведения, педагоги, дети и их родители оказались пока не готовы.
Спорные вопросы реализации в Татарстане программы инклюзивного образования портал TatCenter.ru обсудил с кандидатом социологических наук, директором Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ Ириной Кузнецовой.
Цитаты Ирины Кузнецовой:
- «Дети-инвалиды могут и должны обучаться в обычных школах. Инклюзивное образование означает „включающее“ образование»;
- «Все говорят о пандусах и другом переоборудовании… К сожалению, никто не говорит о том, как изменится преподавательский состав, философия школы. При наличии ресурсов сделать ремонт, переоборудовать школу не так уж и сложно. Но как изменить отношение к таким детям, как ввести ставки педагогам, которые помогают их интегрировать, как помочь учителям работать с другими детьми? Это вопросы, на которые, к сожалению, я нигде не могу найти ответов»;
- «Хорошо, будет в школе пандус. Возникает вопрос, как ребенок будет добираться до школы?»;
- «Не понятно, что будет с детьми-инвалидами в Татарстане после окончания программы „Доступная среда“, если уже сейчас, в период ее реализации, не находятся люди, несущие ответственность за итоги программы»;
- «Большинство детей абсолютно нормально относятся к совместному обучению с детьми с ограниченными возможностями, а вот их родители отнеслись к этому гораздо хуже. Нужно еще и с родителями работать».
Беседовала: Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: